?

Log in

No account? Create an account
33bd

Маркетинг, аудитория, этика и гражданская позиция

"сколько-сколько вы сказали стоит этот циклический резонансный ускоритель протонов с орбитой постоянного радиуса, растущим во времени ведущим магнитным полем и переменной частотой ускоряющего напряжения? И можно ли купить его в кредит?"



Фотография busconductor, модель pony_m.


Отношение к маркетингу часто негативное. Мол, обман это и выманивание денег. Доля правды в этом, безусловно есть. Но только доля. :)

Есть в Америке в сайтостроении такое понятие как female-friendly factor, FFF. Сайты с высоким FFF обладают характеристиками, особенно привлекательными для женщин. Помимо пастельных цветов и шрифтов с загогулинами, к ним относятся фотографии младенцев, котят-щеночков и лиц. Когда я впервые об этом услышала, то возмущенно рассказала об этом busconductor. Почему это для мужчин – декольте и длинные ноги, а для женщин – младенцы? Для нас с busconductor фактором привлекательности сайта были бы крепкие мужские… ну, скажем, бицепсы и торсы. :) К младенцам мы относимся прекрасно, но крепкие мужские привлекают больше.

Что же получается? Неужели это наглые шовинисты-маркетологи загоняют нас в киндер-кюхен-кирхе? Увы и ах. Маркетологи, готовы мы это признать или нет, люди крайне и крайне практичные. Если бы большинство женщин отдавало деньги за фотографии морских звезд, верблюдов или мужских ушей, то будьте уверены, женские журналы и сайты пестрели бы звездами, верблюдами и мужскими ушами. Если бы мужчины предпочитали ромашки женской груди – все шины снимали бы в русском поле, а не рядом с полуголыми девицами. Нам с busconductor просто не повезло – мы не являемся типичными представителями целевой аудитории, которая таки предпочитает младенцев, щенят и лица.

Конечно, многое во взглядах аудитории определяется обществом и воспитанием. Однако, не стоит смешивать гражданскую позицию (будь то феминизм или домострой) с маркетингом. Маркетинг – инструмент по успешному продвижению товара или услуги на рынок. А уж кто как им пользуется, зависит от личности и от целевой аудитории. Некоторые обманывают, некоторые строят свои продажи на низменных инстинктах, некоторые – на призыве к высокой нравственности. Но сам маркетинг тут не при чем.

Я руками и ногами голосую за этический маркетинг. Потому что я вообще считаю, что этичными, честными и моральными быть хорошо и правильно. Однако, этический маркетинг требует больших затрат, изобретательности и, возможно, менее эффективен, чем неэтичный. Можем мы требовать от маркетолога, чтобы он думал о прививании нравственности клиентам в ущерб прибыли людей, которые его наняли? И наняли - именно для увеличения этой самой прибыли и за это платят ему зарплату. Будет ли это этично со стороны маркетолога? Да, в идеале маркетолог должен выбирать работу, которая не противоречит его нравственным принципам. Я, например, работаю в гуманитарной организации, и вне основной работы не берусь за проекты, которые мне не близки. Но как много людей могут себе это позволить?

Более того, в идеале маркетинг строится на реальных потребностях, привычках, интересах и предпочтениях целевой аудитории. А не на тех, которые мы бы хотели целевой аудитории внушить. И даже если целевая аудитория предпочитает что-то, с нашей точки зрения, безвкусное, аморальное или низкопробное, это проблема, увы, не маркетинга.

В общем, маркетинг, он как топор – можно дом построить, можно щи сварить, можно старушку-процентщицу на тот свет отправить. Пример не слишком этичного маркетинга с плохими последствиями, кстати, в недавнем фильме "Семейка Джонсов" (в нем построение продаж любопытно посмотреть, да и к чему приводит безответственность маркетологов - тоже).

Есть и пример этичной рекламной акции - акция OgilvyBrasil по предотвращению вождения автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. В баре "Аврора" посетителям, покупавшим алкоголь, к счету прибавляли стоимость вызова "скорой помощи", рентгена, пребывания в больницы, ампутации ноги, инвалидного кресла - набегало на 73 000 долларов. В конце счета приписывали, что вождение в пьяном виде может дорого обойтись. Эффект - супер: увидев счет, трезвели и разъезжались на такси. :)



Так что как, где и для чего вы будете маркетинг использовать – зависит от вашей гражданской позиции и личной этики.

Comments

Очень интересная статья ,заставила задуматься. А про топор ,просто великолепно.
:)) Оно ведь так и получается.
Замечательный трюк со счетом. Спасибо )
+ много
Отличная пиар для OgilvyBrasil, а вот завсегдатаи бара Аврора, должно быть, испытали не самые лучшие чувства к любимому бару:)
Если они глупые люди. :) Если умные - испытали бы благодарность, это забота о их жизни и их здоровье. ;)
Спасибо, хорошо рассказали про маркетологов.
Просто даже у себя в комментариях встречаю отношение к маркетингу как к обману. Но это же от человека зависит, как он будет пользоваться инструментом. :)
Спасибо большое за статью! Вы - настоящий Учитель. Учитель, который не навязывает свою точку зрения с высоты собственного опыта, а дает возможность осознанного выбора.
Думаю, что я сама тоже не являюсь типичным представителем целевой аудитории, которая предпочитает ТОЛЬКО младенцев, щенят и лица). Еще раз спасибо!
Ох, и вам спасибо большое. Очень вдохновляют такие комментарии!
Вот про это "мы не являемся типичными представителями целевой аудитории, которая таки предпочитает младенцев, щенят и лица" мне интересно. Я, как ты догадываешься, тоже не являюсь типичным представителем. Более того, я не знаю (среди весьма, весьма широкого круга разновозрастных дам) ни одной "типичной".
И все чаще история с котятами и прочим плюшем мне представляется то ли стебом, то ли фейком... Ну не может же быть, чтобы из сотен - и ни одной?
Может-может. Просто в твою выборку дам для общения не попадают те, кто типичные. Отсеиваются за сто метров. :)
хорошая статья. И интересно было смотреть на изменяющиеся лица, когда они видели конечную сумму счета. И как эти лица вновь менялись, когда понимали, что это -- забота о них.
Ага. :)) Реакция очень любопытная. :)
я, как маркетолог, Подпишусь Под Каждым Словом :-) Спасибо!
Рада, что вы согласны. :)
Задумалась, а с точки высокой этики слишком многие профессии уязвимы. Учителя которые учат не тому и не так- просто отрабатывают зарплату (а таких полно). Чиновники- тот слой которые делают вид что работают. Производительи фаст фуда, спиртных напитков и много много еще.
Ваш пример с топором- очень в тему и очень выразителен.
Все так, да.
Я знаю людей, которые считают, что в наше время вообще тяжело жить тем, кто следует моральным принципам. :) Но не думаю, что они правы. :)
Супер! какие в баре умнички!
я не сильна в маркетинге, но то, что, сделав доброе дело, они ещё и заработают на всех тех, кто захочет своими глазами увидеть - это точно!

*ещё б про сигареты что-то подобное...
Да, вариант. :))
Да. Все на свете яд и все на свете - лекарство, зависит лишь от дозы.
Угу. :)
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com