?

Log in

No account? Create an account
ада быковская, husky, ada bykovskaya

Чувство справедливости - врожденное у всех приматов?

Чувство справедливости - врожденное?

В выступлении Франс де Ваал: Нравственное поведение животных показывают знаменитый опыт с обезьянами. Когда одна из обезьян за работу получает огурец, а другая за ту же работу - виноград, первая начинает протестовать. А в Теориях и практиках это выступление можно прочитать.

Справедливость очень важна для человека. Эксперименты с младенцами показывают, что даже не умеющие говорить малыши уже чувствуют, когда что-то несправедливо.

Моральная жизнь младенцев

"Не так давно группа исследователей наблюдала, как годовалый мальчик вершил правосудие собственными руками. Малышу только что показали кукольное представление, где одна кукла играла в мяч с двумя другими. Центральная кукла бросала мяч правой, та бросала мячик обратно, центральная бросала мячик левой – а та убегала с мячиком. Затем две крайние куклы спустились со сцены к малышу, и перед каждой положили конфеты. Мальчику предложили забрать конфеты у одной из них. Как большинство детей в этой ситуации, малыш забрал конфеты у "плохой куклы". Но этого наказания ему показалось недостаточно – мальчик потянулся и ударил "плохую" куклу по голове." Отсюда.

В исследованиях принимали участие малыши в возрасте от 9 до 15 месяцев. Их реакция была одинакова. В другом опыте – когда шарик с нарисованным лицом помогал кубику с нарисованным лицом подняться в горку, а пирамидка мешала – выбирали шарик. (Для чистоты эксперимента, разумеется, фигурки меняли местами - а то вдруг младенцы просто предпочитают шарики пирамидкам.) То есть, в подавляющем большинстве случаев младенцы выбирали (предпочитали иметь дело, "награждали") тех, кто помогал кому-то или делал кому-то доброе дело.

В подавляющем, но не во всех. Единственное исключение меня лично поразило. Итак, повторение первой сценки – три куклы: центральная, "хорошая", "плохая". Потом к куклам выходит четвертая и дает сладости всем, включая "плохую" – "незаслуженно". И выходит пятая, которая "плохую" наказывает. Малышам выносят четвертую (добренькую) и пятую (строгую, но справедливую). Выбирают ту, которая наказывает, восстанавливая "справедливость". То есть, даже для малышей от 9 до 15 месяцев восстановление справедливости важнее, чем доброта без разбору. Не сталкивались они еще с матерью Терезой.

Впрочем, недавнее исследование показало, что дальнейшее развитие чувства справедливости зависит от страны, где ребенок растет.

Кстати, для клиентов ощущение справедливости крайне важно. Если вы даете кому-то скидку, специальную цену, подарки - вы должны уметь это обосновать перед другими. Или уж делайте так, чтобы они не узнали.

А насколько для вас важно чувство справедливости?


Comments

1. Когда мой муж записался в мой зал, я офигела - его ценник был значительно ниже моего. Я была клиентом этого зала уже года 3. Я пошла выяснять отношения. Они это списали на то, что я вот когда записывалась, цены были такие.. а потом этот зал перекупила другая фирма и у них другие цены, а я старый клиент бла бла бла.. Фигню какую то несли. На мое возмущение предложили мне "переоформиться" - они как бы обнуляли мое старое членство и оформляли заново, с подписанием контракта на год. Я согласилась, т.к. знала, что год отхожу в любом случае. До сих пор хожу, но осадочек остался.

2. Мои коллеги пытались сделать "спец.предложение" для новых клиентов - предложить определенный продукт с большой скидкой. Только для новых покупателей. А те, кто итак покупает - пусть и дальше покупают по полной цене. Я работаю в маркетинге, я категорически отказалась от такой затеи. Скидка - для всех.
Совершенно с вами согласна! У меня так было с Билайном аж дважды - с телефоном и планшетом. Скидка - для всех, иначе есть шанс потерять старых клиентов.
У нас недавно (относительно) была активная реклама банка, где они акцентрировали внимание именно на том, что если ты - уже клиент, то тебе будут бонусы, никакой дискриминации, никакого "для новых клиентов".

Когда нам в банке предложили лучшие условия ипотеки, т.к. мы их клиенты, - было очень приятно.
Да, это две отдельные и равно важные задачи - привлекать новых и удерживать старых клиентов. Причем довольные старые клиенты тоже помогают новых вести. :)
Вот кстати да! Word of mouth - великая сила :)
У нас так оператор сотовой связи даёт скидку на абонплату на n-ное количество месяцев только новым клиентам. Абыдна! Чуть ли не с основания являешься их клиентом и чувствуешь себя вторым сортом :(
Да, такое бывает, к сожалению. Прям хоть уходи и приходи заново :) Еще так с Яндекс.Такси - по флаерам бесплатная поездка чуть ли не на 1000 рублей тем, кто загружает себе приложение. А если уже загружал и пользовался услугами - никакой тебе бесплатной поездки :)

Edited at 2016-08-22 01:01 pm (UTC)
И ведь особо не уйдёшь - привязан к своему номеру телефона, менять его хлопотно и чревато потерей части контактов.
И чувствуешь себя заложником :(
Да сейчас же везде, по-моему, есть опция "перейти со своим номером", нет разве?
У нас есть, но во-первых, это определённая подстава для тех, кто привык, что ты с ним в сети одного оператора (разница в стоимости звонков), но главное - если меняешь оператора, каждый звонящий тебе выслушивает нудный пролог, сообщающий, что номер переведён на другого оператора. И так при каждом звонке.
А, да? Интересно, не знала.
Мне вот подсказали, что это не навечно, а какой-то начальный период времени :)
А, ну это терпимо :)
Мне кажется, что именно из-за этого самого чувства я по большей части чувствую себя несчастной. Точнее даже говоря, из-за чувства несправедливости. Когда всё справедливо, то всё хорошо. Но когда нет... Причём не только в отношении меня несправедливо, но и в отношении окружающих. Пытаюсь лечить данное расстройство попытками постичь дзен, но очень малоэффективно.
А Работу Байрон Кейти пробовали? Она тоже примиряет с окружающей действительностью.
Нет, но теперь обязательно прочитаю. Надо что-конкретное искать по названию? Или у неё одна-единственная книга и не ошибёшься?:)
Я читала "Любить то, что есть" и разное с ее сайта. Вот, писала об этом http://arcobaleno-ru.livejournal.com/88028.html и практический пример здесь - http://arcobaleno-ru.livejournal.com/127834.html
Благодарствую.
классно про малышей и кукол!

мне кажется, сейчас скорее небольшие преференции старым клиентам практикуются)

было и у меня с фитнесом: я покупала самый дорогой абонемент одного хорошего московского клуба. скидок они не делают (и поэтому я туда и ходила - дорогие абонементы, меньше людей), но есть абонементы подешевле типа lunch fitness. Такой был у мужа моей подруги, он купил его значительно позднее меня - по моей рекомендации. Как-то он ненадолго перестал ходить и клуб заботливо позвонил ему уточнить, что же случилось, не заморозить ли карту итп. Когда я не ходила туда полгода, они не позвонили ни разу, позвонили только как ни в чем не бывало спросить, буду ли я продлять - хотя я ходила чаще мужа подруги, несколько раз в неделю, каждый раз тратилась на тренера, пользовалась их салоном красоты, ела в ресторане, а муж подруги только один плавал в бассейне)))
Мне было это _странно_ как минимум.
Преференция вполне может практиковаться - но для нее должно быть конкретное объяснение, причем объяснение, которое достаточно справедливо звучит. Старый клиент принес уже больше денег, поэтому ему надо делать хорошо - такое объяснение вполне срабатывает. Единичный бонус за первую покупку - ну еще где-то как-то. Но над объяснением обязательно нужно подумать, если скидки или бонусы не всем поровну.
ага, причем тут дело даже не в том, нужен ли был человеку тот бонус, которого ему несправедливо не досталось - осадочек в любом случае будет неприятный и надолго запомнится.
Да, согласна.
/Лично для меня все просто - никакой справедливости нет.
Значит, вы исключение из нашего тесного круга приматов :)
а я думаю, справедливости нет (в том смысле что нет никакого воздаяния за грехи и кармы), но к справедливости надо стремиться, это задача людей.

Любопытный отрывок нашла у зоолога и популяризатора науки Ричарда Докинза о чувстве справедливости как механизме эволюции, книга "Бог как иллюзия"


Летучие мыши-вампиры запоминают, кто из соплеменников является надежным должником (отрыгивая, в качестве оплаты, высосанную кровь), а кто норовит обмануть. В условиях асимметричных потребностей и возможностей естественный отбор оказывает предпочтение генам, под действием которых организмы, по возможности, делятся, а в отсутствие такой возможности — побуждают делиться других. Помимо этого, отбирается способность запоминать долги, проявлять злопамятность, проверять справедливое совершение сделки и наказывать плутов, пользующихся одолжениями, но не возвращающих долг.
Совсем избавиться от плутовства никогда не удается, и стабильные решения задач взаимного альтруизма в теории игр непременно содержат элементы наказания плутов. В математической теории имеются два больших раздела стабильных решений подобных задач. Решение «всегда твори зло» стабильно, поскольку если так поступают все, то альтруист-одиночка непременно проигрывает. Однако имеется и другая стабильная стратегия. («Стабильная» означает здесь, что после того, как количество придерживающихся этой стратегии особей перевалило за определенный критический рубеж, ни одна другая стратегия не будет более выигрышной.) Вторая стратегия заключается в следующем: «Доверяй, но проверяй. Плати добром за добро, но не забывай мстить злодеям». На языке теории игр эта стратегия (или группа стратегий) имеет много названий: «Око за око», «Что посеешь, то и пожнешь»… С эволюционной точки зрения при определенных условиях она стабильна, то есть если в популяции преобладают склонные к реципрокному альтруизму индивидуумы, то как стратегия безусловной зловредности, так и стратегия безусловного добросердечия оказываются для отдельного индивидуума проигрышными. Существуют и более сложные варианты поведения «ока за око», которые при ряде обстоятельств могут оказаться еще более выгодными.
Да, и поскольку мышей никто не воспитывает, очевидно, что это у них от рождения :))
Мне всегда казалось, что к несправедливости я отношусь довольно терпимо, мол, никто не обещал, что все будет по честному-:)
Но вот сейчас подумала и вспомнила свою собственную практически неприличную истерику в одном ресторанчике. Мы в нем часто обедали с подружками по выходным. А однажды подруги работали в том числе и в субботу. Я решила взять еду на вынос и прийти к ним в офис, спасти от голодной смерти. За счет того, что с меня взяли дополнительную плату за коробочки для еды, общая цена вышла выше, чем я предполагала. И как-то прям сильно выше (ресторан китайском кухни, блюда тогда у нас на Дальнем Востоке были дешевые) Я была просто взбешена-:) Объясняла официанту, что в этом нет ни какой логики. Что если я сижу у них в зале, занимаю столик, пачкаю посуду, заставляю работать его и посудомойку с меня берут ИКС рублей, а если я никаких таких проблем не доставила и мышкой ускользнула, то почему-то ИКС +ИГРЕК. Что это несправедливо!!!-:) Вот очень редко скандалю, а тут прмя до слез было обидно-:) И понимала, что официант собственно ничего сделать не может, а помотала ему нервы. Никогда больше в этот ресторан не ходила-:)
Да, хорошо понимаю. Меня раздражало, что цена киша в Волконском на вынос и внутри была одинаковая, но внутри подавали с соусом и зеленью, а на вынос - ничего такого, один киш в коробочке. Даже перестала брать в итоге :)
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com