?

Log in

No account? Create an account
summer

За и против манипуляции: департаменты побуждения и проблемы "приклеенных улыбок"

За и против манипуляции: департаменты побуждения и проблемы приклеенных улыбок

Последние штрихи к этике и манипуляциям, чтобы закончить тему.

ДЕПАРТАМЕНТЫ ПОБУЖДЕНИЯ

Я легко представляю себе ситуации, в которых соглашусь на манипуляции мною. Это те случаи, когда лень или слишком сложно делать то, что мне на пользу: есть только здоровую еду, ходить в спортзал 5 раз в неделю или работать над французским произношением. Люди хотят здоровья, счастья и материального достатка – и желательно при минимуме усилий. Государству здоровье-счастье-достаток граждан тоже, как ни странно, выгодны. Здоровые не тратят деньги бесплатной медицины, счастливые не устраивают беспорядков, люди без долгов поддерживают экономику.

В США и Англии создали департаменты побуждения (Nudge Departments). Цель - побудить людей принимать социально ответственные решения с помощью психологии поведения. По сути – манипулировать ими.

В результате в Англии платежи транспортного налога увеличились с 40 до 49%, прибавилось 100000 новых доноров органов за год, увеличилась посещаемость вечерних школ для взрослых и набор в армию. Судебные службы сэкономили 3 млн. фунтов, отправляя смс должникам перед тем, как посылать приставов. На 13% больше людей нашли работу через центры занятости – и прекратили получать пособие по безработице. В США выпускникам из бедных семей напоминали заполнить бумаги для поступления в колледж – и процент поступивших увеличился с 66 до 72.

Несмотря на это, и в США, и в Англии критики побуждения сомневаются, что мотивы правительства всегда чисты и направлены на пользу гражданам. Странные люди, да?

ПРОБЛЕМЫ «ПРИКЛЕЕННЫХ УЛЫБОК»

Продавцы, стюардессы, банковские клерки обязаны улыбаться и приветливо разговаривать даже с надоедливыми клиентами, чтобы те остались довольны. В офисах от нас ожидают вежливости и дружелюбия к другим сотрудникам. Однако постоянная внешняя приветливость - серьезный эмоциональный труд. Если не выпускать пар, это приведет к эмоциональному диссонансу, стрессу и неудовлетворенностью работой. (Если иногда хочется пристрелить клиента или коллегу - теперь вы можете это желание научно обосновать. Но в суде, пожалуй, вас на этом основании не оправдают.)

И в негативном отношении к нетворкингу я не одна: нетворкинг в бизнесе заставляет людей чувствовать себя грязными. Процитирую совместное исследование Гарвардской школы бизнеса, школы менеджмента им. Келлога и университета Торонто: «В отличие от личного поиска эмоциональной поддержки или дружбы и в отличие от социальных связей, которые возникают спонтанно, целенаправленный нетворкинг для профессионального продвижения посягает на моральную чистоту человека – и заставляет человека чувствовать себя грязным».

Кстати, неулыбчивость – свойство не только наших продавцов. В Китай перед Олимпиадой 2008 года волонтеры проходили курсы по улыбке, чтобы создать образ дружелюбной страны. В Японии тоже традиционно не принято выставлять напоказ эмоции, поэтому сотрудников современных компаний посылают в «школы улыбки». Упражнения включают зажатие в губах палочек для еды.

А вот исследование Мичиганского университета показало, что неулыбчивые и угрюмые русские меньше страдают депрессией, чем улыбающиеся американцы, не склонные к самокопанию.

ЕСЛИ ВЫ ПРОДАВЕЦ

Для облегчения эмоциональной нагрузки рекомендуют самомониторинг - отслеживание своих эмоций и эмоций клиента. Если вы научитесь понимать себя и входить в положение клиента (та самая эмпатия), вам будет проще искренне клиенту помогать и быть приветливыми. Другой выход - регулярно уединяться на 10-15 минут, чтобы "снять маску" и побыть собой.

ЕСЛИ ВЫ ПОКУПАТЕЛЬ

Эмпатия полезна и по отношению к продавцам. Чем вы приветливее и дружелюбнее, тем лучшее обслуживание и лучшие условия вы получите. Выгода обоюдная!


Comments

Интересная статья.
Раньше не отслеживала до конца, чем же меня 5апрягает нетворкинг. Теперь стало понятно.
Любопытно, что не все так воспринимают его - иначе не было бы столько нетворкеров.
Очень интересно )
Nudge Departments - это прямо к теориям заговора! Мало ли что они там задумают и нас nudge :)) Ну, то есть, не нас, у нас такого нет, но как принцип :)
Идея нетворкинга мне всегда претила.
Одно дело развивать в себе способность общаться с людьми (что полезно для интровертов), а вот поддерживать видимость дружбы с тем, кто тебе неприятен лично, но полезен для работы, это фууууу.
Да, согласна. С другой стороны, я знаю вполне адекватных вроде бы людей, которые ценят нетворкинг. Так что хотела бы эту тему поисследовать, что они в этом находят, из-за чего не видят проблем с моральными чувствами.
У меня есть такие знакомые, тренеры по бальным танцам. В принципе, нетворкинг им как раз необходим, но... я лично постоянно чувствую фальш и понимаю, что эти люди мне не друзья и даже к "хорошим знакомым" их можно причислить с трудом.
Сначала было неприятно, потом я просто приняла это к сведению, и отношусь к ним как к людям-функциям - знаю, что от них можно получить, а что нельзя.
Да, это заставляет дистпнцировпться и воспринимать отношения как деловой обмен, а не дружбу/симпатию.
Большое спасибо! Статья просто замечательная, и она полностью подтверждает мои собственные ощущения в отношении нетворкинга (и массфолловинга с масслайкингом тоже).

У меня за последние полгода было немало разговоров на эту тему с людьми, которые как раз нетворкинг всячески приветствуют и широко используют в своей практике. Что любопытно, у них понятие этики к бизнесу обычно не применялось вообще или носило негативный оттенок восприятия.
Причем в обычной жизни они могут быть этичны и даже щепетильны - но не в бизнесе.
Именно, и это самое поразительное. Такое впечатление, что в бизнесе словно все тормоза снимаются.

Я тут просто плотно соприкоснулась с тем, как происходит обучение хендмейдеров основам инфобизнеса. кто этому учит и какими методами. Волосы встали дыбом по всему организму.
Справедливости ради, надо сказать, это не только наша проблема. Не хочу выглядеть политизированно, но это часть капиталистической системы, не сдерживаемой законом. Не от нас же все эти методы. Но мы успешно перенимаем, увы.
Да, Вы правы, проблема эта в той или иной степени общемировая. Но у нас своей специфики хватает, причем иногда она оказывает существеное влияние и на зарубежные платформы тоже.

Самый наглядный пример - раскрутка аккаунтов в Инстаграме. На этой платформе массфолловинг и масслайкинг в принципе находятся вне закона, и ни один сколько-нибудь вменяемый зарубежный маркетолог не будет обучать тому, как обойти эти запреты. Все западные стратегии базируются именно на органическом охвате и формировании доверительных отношений между владельцем аккаунта и аудиторией.

А если взять для сравнения российский сегмент, то все самые раскрученые инста-маркетологи учат именно тому, как эти запреты обойти и накрутить себе многотысячную аудиторию серыми и черными методами. В итоге плаощадка не так давно глобально сменила правила работы, чтобы перекрыть каналы любителям накруток. И не далее как сегодня мне на почту пришло предложение прослушать очередной курс, как обойти уже новую систему запретов.
Да, это прямо противно :( А Инстаграм действительно хорошее место для продвижения хендмейда до сих пор? Мне казалось, Ярмарка Мастеров всех переплюнула.
Сейчас ЯМ уже несколько морально устарела. Сама по себе она неплоха, но для раскрутки в первую очередь нужны Пинтерест и Инстаграм, а методологии раскрутки строятся в первую очередь на создании диалога между мастером и аудиторией. И наша публика сейчас активно осваивает Этси, а там для раскрутки тоже без Пинтереста и Инстаграма сложно.
О как! :) Яркий пример, как перестанешь следить за рынком на год с лишним, а он кардинально меняется :)) Причем в целом и Инстаграм, и Пинтерест в России очень относительно популярны. Хуже даже загадочных для меня блогов Мэйл.Ру.
Сейчас идет резкий всплеск интереса к обеим площадкам со стороны отечественной аудитории. :)

Я просто сама преподаю методологию продвижения на этих платформах, поэтому вижу, как ситуация меняется. Еще полгода интерес был очень слабый, особенно к Пинтересту. А сейчас запросы на групповые тренинги и индивидуальные консультации идут потоком.

Тут дело в том, что за последние полгода очень сильно изменилось многое - алгоритмы, по которым работает Гугл, плюс алгоритмы обеих площадок. И хендмейдерское продвижение сейчас куда перспективнее проводить не на одной площадке, а сразу на нескольких, распределив по ним задачи. И наличие Пинтереста и back links с него на ЯМ, Этси или личный сайт очень сильно помогает выйти на первые страницы поиска в Гугле.

Но до Пинтереста пока черные маркетологи не добрались - это раз. И два - там вообще жестко работают фильтры против неэтичных методов раскрутки. Поэтому там сложно жульничать. А вот что наши с Инстаграмом делают - больно смотреть.

Хотя я не удивлюсь, если скоро эта палка больно ударит обратным концом. Потому что количество людей, выложивших крупные суммы за обучение серым и черным методам раскрутки уже велико, и многие начинают осознавать, что на самом деле дело обстоит несколько иначе, и что таким образом покупателей не формируют, а под бан попасть очень даже легко.
Проверила alexa.com, за последний месяц Инстаграм, Жж и Твиттер на 13, 14 и 15 местах по популярности, а Пинтерест вообще на 51, ниже Амазона и всяких неприличных сайтов :) А загадочные блоги Мэйл.ру выше Фэйсбука.

Edited at 2016-06-13 05:01 pm (UTC)
А динамика роста популярности какая? Фейсбук действительно у соотечественников не очень в чести.

И я согласна, в абсолютных цифрах у этих плошадок популярность пока скромная. Просто если брать хендмейдерское сообщество en masse, то интерес нарастает от месяца к месяцу, я об этом сужу по личной практике. Если в феврале было не очень просто собрать аудиторию на первый вебинар, то сейчас люди сами приходят и просят индивидуальные консультации и готовы приобретать записи прошедших вебинаров.
Как интересно, спасибо за информацию. Да, у Инстаграма был резкий прирост популярности в декабре по количеству авторов, но к февралю он снизился, судя по данным Brand Analytics. Pinterest они не анализируют, он так низко в рейтинге, что, видимо, не принимают во внимание всерьез пока.

А с Фейсбуком странно прямо. Когда я на работе пытаюсь сказать, что Вконтакте самая популярная сеть, на меня смотрят как на городскую сумасшедшую, потому что все коллеги сидят в Фейсбуке.
У меня тут есть некоторые соображения не столько даже по количеству, сколько по качеству аудитории на Фейсбуке и в Контакте.

Я могу ошибаться, но по субъективным наблюдениям наметилась небольшая миграция из Контакта в другие соцсети. При этом на среднестатистическом юзерском уровне у ФБ крайне низкая репутация по двум причинам - по принципам формирования ленты и по неочевидным для массового пользователя механизмам настройки таргетированной рекламы. Ну и Вы же сама знаете, что на ФБ перпосты не в чести.

Кстати, причину резкого прироста популярности ИГ в конце прошлого года могу объяснить - тогда в течение приблизительно полугода шла массированная рекламная акция через рукодельные конференции, ИГ позиционировался как самый простой и легкий инструмент для того, чтобы сделать быстрые деньги на хендмейде.

Сейчас все те, кто инициировал ту волну, ушли в тень. Зато пришло следующее поколение "экспертов", уже не столько привлекающих новых пользователей, сколько использующих фрустрацию уже существующих и неспособных заработать в ИГ ни копейки. Как было недавно заявлено, порог входа в ИГ составляет 100 000 рублей на первое время, с меньшей суммой там просто нечего делать, раскрутиться не получится.
Как интересно про Инстаграм, спасибо, что рассказали. Как раз получается - в Brand Analytics писали, что в декабре 2015 было в 5 раз больше авторов, чем весной 2015. Ровно полгода и раскручивали. :)

В ФБ перепосты-то и неважны. В отличие от ВК, ваши друзья видят все, что вы лайкаете, не только то, что вы репостите. Но да, система формирование ленты раздражает неимоверно даже для личного использования.
Я-то сама как раз ЖЖ-шно - фейсбучный автор, с огромным трудом приноравливаюсь к Контакту. А вудитория у меня в значительной мере из Контакта, им к ФБ адаптирвоаться невероятно сложно, как раз потому, что логика ведения аккаунта совсем другая. :))))
Аналогично с ЖЖ-ФБ, но чем дальше, тем больше меня ФБ раздражает. :( А бросить не могу - жалко друзей и коллег-иностранцев.
Вот и у меня та же история. Причем я же в Канаде живу, и у меня появляется все больше местных друзей, кто хочет быть в контакте через ФБ и вообще не пользуется другими соцсетями. Но чтобы добраться до их новостей, приходится в ленте разгребать столько всего лишнего, что я туда крайне редко стараюсь ходить.

Настроила автоматическую трансляцию из ЖЖ и ИГ, и на этом все. :)
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com