?

Log in

No account? Create an account
pen

"Главное, что в конечном счете интересует всякого человека – он сам."

Успешный маркетинг невозможен без понимания психологии. Из моих последних открытий – «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» Дмитрия Жукова. Сразу скажу – это двухтомник, запаситесь временем. Но читать легко и много интересного (хотя с женщинами у автора очевидно проблемы, да и в интерпретациях я с ним не всегда согласна :)).

«Главное, что в конечном счете интересует всякого человека – он сам. Мысль эта неоднократно высказывалась многими специалистами по человеческой природе».

«Часто человек, получивший повышение по службе, разительно меняет свое отношение к окружающим. Это случается и со школьником, которого назначили старшим по уборке класса, и со взрослым человеком, ставшим администратором. В таких случаях можно лишь гадать: всегда ли он был таким, скрывая свою надменную сущность, или же переменился в одночасье? …На самом деле в данном случае произошло так называемое транспонирование социальной роли, которое встречается и у животных. Например, иногда курица начинает вести себя, как петух – кукарекает по утрам, гоняет других кур и делает на них садки.

…Подобные изменения происходят с животными после смерти лидера сообщества: петуха, старших по возрасту морской свинки или кошки. Дело в том, что в сообществе животных существует строгая иерархия. Члены сообщества с разными социальными рангами имеют разный поведенческий репертуар. После смерти лидера высший социальный ранг получает бывший «второй номер», и он воспроизводит стиль поведения ушедшего вождя, за которым, конечно, постоянно наблюдал, пока занимал подчиненное положение. Таким образом, изменение манеры поведения при изменении социального ранга – это результат социального обучения, феномена, общего для животных и человека».

«Потребность к получению удовольствия относится к числу врожденных и не может быть изменена воспитанием, запретом или замещена какой-либо другой потребностью. Одним из простейших способов получить удовольствие, точнее, испытать душевный подъем, душевную легкость, забыть печали и отбросить тревоги является прием алкоголя. Неэффективность «сухого закона» была предопределена тем, что у человека существует врожденная потребность к получению удовольствия. Поэтому если государство пытается ограничить употребление спиртных напитков, то общество отвечает на это либо широкомасштабной контрабандой, как в США, либо самогоноварением, либо распространением других средств, с помощью которых может быть достигнута эйфория, - органических растворителей или наркотиков».

«Не менее важно другое открытие этологической науки – широкий спектр индивидуальных форм врожденных человеческих потребностей. Например, половое влечение – лишь наиболее очевидное и универсальное из них, и заслуга Зигмунда Фрейда в том, что он внедрил в массовое сознание опасность его подавления. Агрессия также входит в список возможных мотиваций человеческого поведения. Если запретить боксеру по призванию регулярно участвовать в единоборствах или других соревнованиях, он заболеет. Но точно так же заболеет и филателист, лишенный возможности собирать если не марки, то хотя бы камушки. Одни люди просто не могут не стремиться к славе, другим достаточно иметь деньги, а третьим важно оставаться незаметными».

«Потребность в эмоциях является жизненно необходимой – витальной. Обычно она неочевидна, так как человек, который ведет активную социальную или хотя бы только трудовую жизнь (например, лесник), испытывает достаточно эмоций. Существование потребности в эмоциях становится явным, если социальные контакты человека ограничиваются вследствие выхода на пенсию, болезни и т.п. …Потребность в эмоциях удовлетворяется, в частности, при игровом поведении взрослых животных и людей».

«Писатели 19 века, например, Н.Лесков и Анатоль Франс, неоднократно отмечали дурной нрав монахов и монахинь. То же самое можно наблюдать и сегодня в замкнутых коллективах (во время дальних экспедиций, в гарнизонах и закрытых учебных заведениях) или в дачных поселках, заполненных пенсионерами («Уймите вашу кошку, которая пугает нашу собаку»). Это объясняется тем, что в условиях сенсорного и информационного голода любое, даже незначительное, событие приобретает яркую эмоциональную окраску, неадекватную значению этого изменения в окружающей среде». (Вообще глава про потребности – чрезвычайна важна для любого продавца).

«Некоторые социальные потребности трансформируются в искусственные, что наиболее ярко проявляется в ценах на предметы искусства. Картина может висеть десятилетиями, пока какой-нибудь эксперт не обнаружит, что ее написал не никому не известный художник, а знаменитый. Цена полотна тут же увеличится в сотни раз. Ни художественная, ни историческая ценность предмета искусства не изменилась, но теперь люди готовы платить за него огромные деньги. В основе этого феномена лежит их потребность в тщеславии».


Comments

прочла аннотацию и отрывок - очень интересно, буду заказывать, спасибо)
Ага, если делать скидку на отдельные не очень приятные шутки, то своих денег она стоит! :)
Когда я слышу тринадцатый удар часов, я начинаю сомневаться и в предыдущих двенадцати. Не бывает так, чтобы в одной теме у автора внезапно отказывает критичность, а во всей остальной книжке всё отлично и без передергиваний.
именно :)
Да по-моему, очень даже бывает, если темы не связаны между собой. Но если вдруг там будут какие-то гендерные вопросы, то я тоже буду делить на десять. :)

Edited at 2015-05-12 05:37 pm (UTC)
Мне не настолько интересен автор, чтобы разбираться, что там у него за затык с женщинами - но если он тащит в текст, основанный на научных фактах, личную предвзятость, то с научной критичностью у него плохо. Даже если он пишет про кошечек-собачек, он так же потащит в текст свою предвзятость, только она будет другой. Кстати, это ведь у него у кошек отмечается грех гордыни?
Эээ. Не совсем, он проводит параллели между смертными грехами и биологически неадаптивным поведением.
Проблема не в надменной сущности, а в окружении. Когда лидер не проявляет лидерских замашек (характеризуемых в том числе и термином "надменная сущность") - его начинают считать размазней и пытаются подсидеть или так или иначе. Ибо размазню должно быть легко подсидеть. Приходится включать креативность, чтобы недвусмысленно, но мягко указать сверчкам на свои шестки (я одной просто дал покомандовать на drill и наблюдал, как она обделывается с ног до головы). Но проще сходу проявить надменную сущность, чтобы снизить вероятность возможной последующей борьбы, и большинство пойдет по более легкому пути.

Замкнутый круг.
Ну вот она не транспонировала социальную роль, для которой характерен определенный поведенческий репертуар :) Для роли психолога, утешителя, рубахи-парня и даже серого кардинала необходимо другое поведение. А для лидера часто такое )
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com