Ада (arcobaleno_ru) wrote,
Ада
arcobaleno_ru

Categories:

Вся наша жизнь – игра: как и что геймифицировать и нужно ли?

wchess1.jpg

Геймификация (она же игрофикация) – когда игровые механики и элементы применяют в неигровом контексте. Чаще всего - в обучении и бизнесе. А что за механики и элементы? Квесты, подсчёт очков, набор «ресурсов», уровни сложности и мастерства, рейтинги, индикаторы выполнения, соревнования, награды.

Соревнования на лучшую кофейню, продавца месяца, бариста года – все из этой серии. «Собери всех героев мультфильма, выиграй поход на студию» - тоже. А еще рейтинг блогеров, статусы более активных участников на форумах, конкурсы-розыгрыши призов и даже - для тех, кто помнит – доски почета и переходящее красное знамя. (В то время это, правда, называлось нематериальным поощрением сотрудников).

В западных компаниях в последние годы был бум геймификации. Ожидалось, что половина компаний ее введет к 2015 году. У нас она тоже развивается. Я беседовала с директором по развитию компании «Пряники» Евгенией Любко. У них более 2000 клиентов в базе, включая очень и очень крупные организации.

Однако, и критиков у геймификации хватает. Я думаю, многие заметили, что на конкурсы-розыгрыши в ЖЖ, да и в соцсетях реагируют уже вяло. Человеку приедается все, включая однотипные «игры». Аналогично с мотивацией сотрудников. Когда первые места в рейтинге стабильно занимают одни и те же «звезды», остальных это расхолаживает. Зачем вообще стараться, если выше головы не прыгнешь?

Есть и другая сторона – типичная геймификация нечасто актуальна для небольшого бизнеса. Либо это слишком дорого, либо слишком масштабно. И вообще хочется геймифицировать само взаимодействие с клиентом, да и взаимодействие клиента с товаром. Как предложить клиенту игровой опыт, игровые впечатления, если товар или услуга сами по себе неигровые? Вот про это я находила не так уж много – и если находила, то какие-то онлайновые вещи.

Исключение – разнообразное обучение и тренинги, где геймификация используется на полную катушку. И вот я случайно наткнулась на книгу «Обучение как приключение» (в оригинале «Учи, как пират» - Teach like a pirate). Она рассчитана на школьных учителей, но! Методы, которые там подробнейше расписаны, можно переложить на отношения с клиентами и отношение к клиентам/продажам/любой работе.

Начало – привлечение внимания и создание атмосферы. «Один из самых главных секретов и самых коротких путей к тому, чтобы захватить внимание учеников – это не попытки увлечь их темой урока, а установление связей между тем, что вы преподаете, и тем, что их УЖЕ интересует».

Замените тему урока на товар или услугу – и то же самое работает с клиентами. "Как только мозг принял решение, его практически невозможно изменить. Средний человек может принять, когда ему говорят то, о чем он или она ничего не знают. (Именно поэтому "новости" - эффективный рекламный подход). Но средний человек не может терпеть, когда ему говорят, что он или она неправы. Изменение мнения - дорога к рекламной катастрофе". Эта цитата уже из Дэна Хилла, и она чисто о маркетинге.

Берджес включает музыку в аудитории во время перемены, создавая другой мир, другую атмосферу, чтобы ученики переключались на игру. Музыка влияет и на клиентов. Проводили эксперимент – в винном магазине включали то французскую, то немецкую. В дни, когда играла французская музыка, продажи французского вина возрастали до 76%. В дни немецкой музыки 73% покупателей брали немецкое вино. И только 15% опрошенных осознавали, что на их выбор вина повлияла музыка. То же относится и к запахам – люди были готовы заплатить на 10% больше за обувь, выставленную в приятно пахнущей витрине.

После завоевания внимания и создания атмосферы Берджес подробно разбирает уже более игровые «крючки». Использование миссий (квестов), искусства, театра, драмы, пантомимы, движения, переломных историй, конкурсов, захватывающих историй и множество чего еще. Так что если вас не пугает необходимость творческого переосмысления (все-таки готовых шаблонов для продавцов в книге для учителей нет), очень и очень рекомендую.

Если же вас вообще заинтересовала геймификация, то хорош бесплатный курс на Курсере Кевина Вербаха - Gamification. МИФ также перевел книгу Вербаха "Вовлекай и властвуй", но судя по началу - это один в один курс на Курсере.


Tags: Книжное обозрение, Отношения с клиентами
Subscribe

Posts from This Journal “Отношения с клиентами” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment