?

Log in

No account? Create an account
pen

Книги о том, как писать книги

На проект «Взлет к мечте» приходило немало заявок от желающих написать книгу. Сегодня – подборка книг и статей, которые в этом помогут.

Я прочитала их все, поэтому с полной ответственностью говорю, что ВСЕ эти книги читать не обязательно! :) Полистайте в магазинах или на сайтах и выберите авторов, чей стиль вам больше нравится. Я, например, с большим трудом продиралась через Макки. А основные мысли во многом повторяются.

«Как писать хорошо» Уильяма Зинсера.

Абсолютная классика, 30 переизданий, о которой я подробно рассказывала раньше. Вот это единственная книга, необходимая любому, кто хочет писать понятно.

«Что же это за капризное существо — читатель? Без дополнительных стимулов он теряет концентрацию примерно через тридцать секунд, притом что за его внимание борется множество разнообразных сил. Когда-то этих сил было относительно немного: газеты, журналы, радио, супруг или супруга, дети, домашние животные. Сегодня к ним добавилась еще целая галактика электрических изобретений, служащих для развлечения и передачи информации: телевизоры, магнитофоны, DVD- и CD-плееры, видеоигры, Интернет, электронная почта, мобильные телефоны, смартфоны, айподы — плюс фитнес-клубы, бассейны, спортплощадки и самый могучий из конкурентов, сон. Человек, дремлющий в кресле с книгой или журналом, — живое свидетельство того, что все старания писателя пропали втуне».



«История на миллион долларов» Макки

Написана для сценаристов, но многое применимо для любых историй. Несомненная классика, но очень уж, на мой взгляд, тяжела для прочтения.


«…никто и никогда не считает себя плохим человеком».

«Очень редко можно встретить людей, которые столь же сложны, как персонажи, и так же четко очерчены».

«Сценарист Уильям Голдмэн утверждает, что главным для финалов всех историй является умение дать зрителям то, что они хотят, но не в том виде, в каком они ожидают».




«Школа литературного мастерства: от концепции до публикации» Юрген Вольф

После Зинсера – мой фаворит из книг на русском. Коротко, но по существу обо всем, с чем сталкивается начинающий писатель. От избавления от страхов и поиска своей ниши до придумывания персонажей, создания конфликта в сюжете, организации времени, саморекламы и прочего. Множество полезных упражнений. К тому же у Юргена Вольфа есть сайт и рассылка с дополнительными материалами к книге.

"Первый вопрос с которого стоит начать, - это "Что будет, если?..". Что будет, если женщина - офицер полиции станет пять ночей подряд патрулировать самую опасную часть города? Что с ней может произойти? С каким отношением она сталкивается со стороны жителей этих убогих улиц? Как к ней относятся мужчины-полицейские? Из ответов на эти вопросы можно получить много материалов для написания статьи для газеты или журнала, рассказа, сценария телевизионного или художественного фильма, спектакля, документальной книги, романа и даже поэмы".

"Прочитайте первый абзац десяти романов и десяти нехудожественных книг из тех, что вы раньше не читали (например, в библиотеке или в книжном магазине). Начало каких книг привлекло ваше внимание? Что у них общего? Начало каких, наоборот, не заинтересовало? Что у них общего?"



Кристофер Воглер работал сценаристом на диснеевской студии. Его книга подробнейше разбирает "путешествие героя" - основу поголовного большинства книг и сценариев. Все архетипические персонажи и события, которые встречаются на пути литературного героя, Воглер заодно предлагает перекладывать на себя писателю. Кто в вашей жизни Наставник? В какой точке Пути героя вы находитесь сейчас? Так что книга не только о писательском мастерстве, она и о самоузнавании, об открытии себя.

"Обычно герои не обнаруживают своих ран. Как правило, люди тратят немало усилий, чтобы защитить и скрыть от посторонних глаз свои больные места. И тем не менее, когда образ хорошо проработан, такие участки проглядывают: там, где персонаж проявляет повышенную чувствительность, нервозность или, наоборот, нарочитую самоуверенность. О скрытой боли, терзающей героя, зрителю редко говорят напрямую. Это своего рода тайна, которую писатель и его персонаж держат при себе. И тем не менее она придает персонажу объем и реалистичность, так как у каждого человека есть прошлое, в котором скорее всего были унижения, разочарования, отказы, расставания и неудачи. Во многих историях герой совершает путешествие, чтобы исцелить свои душевные раны и найти то, чего не хватает в его душе".

«Как написать гениальный роман», «Как написать гениальный роман-2» и «Как написать гениальный детектив».

Три небольшие книги Джеймса Фрея, где подробно и с примерами разбирается, как придумывать героев, разрабатывать сюжет, создавать внутренние конфликты. Отлично написано и интересно, даже если вы не собираетесь ничего писать. Любопытно наблюдать потом эти шаблоны в художественной литературе. И немного развенчивания романтики литературного творчества.

«Правда заключается в том, что жизнь большинства писателей скучна и неинтересна. Львиную долю времени они проводят за работой. Они пишут и правят, страшась до безумия, что когда роман выйдет в свет, читатели сочтут его глупым, банальным или скучным. Иногда писатели ходят на вечеринки, но даже там они погружены в размышления о работе. Если писатель не пьян до безумия, он держит рот на замке. Он знает, что его считают мудрецом. Любую его фразу взвесят, обсудят и переврут».

«Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете»

Фрейд, Юнг, Адлер, Эриксон – что они писали о человеческой психологии и как сценаристы использовали это для фильмов. Сначала меня смущал слишком упрощенный подход к психологии. А потом я поняла, что это, вероятно, правильный подход для конкретной задачи. Развлекательный жанр строится не столько на реальной психологии, сколько на поверхностном представлении о ней обычных людей (оговорки по Фрейду, Эдипов комплекс, архетипы и так далее).

«Фаллические символы, будучи агрессивными по своей природе, позволяют мальчику дать выход агрессии, которую он втайне испытывает по отношению к отцу. Поэтому мальчикам всегда так интересно все, что связано с оружием: ножами, ружьями, мечами, пушками, ракетами, битами, дубинками и другими фаллическими символами разрушения. Вам никогда не приходило в голову, почему в детских мультиках так много выстрелов, взрывов и других форм выражения агрессии? Фрейд считал, что дети (особенно мальчики) увлекаются подобными фаллическими символами, поскольку тем самым они перенаправляют сексуальное влечение к матери и агрессию по отношению к отцу».

«Слово живое и мертвое» Нора Галь

Чудесный русский язык, но книга длинная и несколько однообразная – разве что для смакования долгими зимними вечерами. :)

'Братья... когда сумма всех необходимых факторов с учетом возможных ошибок покажет, что ситуация сложилась с балансом риска два - один в нашу пользу, мы начнем восстание'. Это не пародия! Это опубликованный перевод фантастического рассказа, причем обстановка - средневековая, действуют воины и монахи, а разговаривают они, как заправские канцелярские крысы XX века.




Ранее на эту тему:

  • "Хотите написать книгу? О неверии в себя, работе с издательствами и организации времени" Рекомендации Ирины Гусинской.

  • "Хотите издать книгу?" Ответ Ирины Гусинской, заместителя главного редактора издательства Альпина Паблишер - о правильном сборе материала, повышении писательского мастерства, преодолении неуверенности в себе.

  • "Разница между настоящей творческой мечтой... и мечтой, которая про другое :)" Ответ писателя Николая Назаркина, exlibrisss, члена совета экспертов конкурса «Книгуру» на два, как оказалось, очень разных письма. И его советы авторам.

  • "Я написала шедевр! Что дальше?" И опять Николай Назаркин о том, что делать с вашей готовой рукописью.

    О разных других книгах:

  • Все посты рубрики "Книжное обозрение"


  • Comments

    Книги о том, как писать книги

    Пользователь vivatcrescat сослался на вашу запись в своей записи «Книги о том, как писать книги» в контексте: [...] Originally posted by at Книги о том, как писать книги [...]

    Книги о том, как писать книги

    Пользователь dolor_m сослался на вашу запись в своей записи «Книги о том, как писать книги» в контексте: [...] Оригинал взят у в Книги о том, как писать книги [...]
    ААА!!! Спасибище большое! Как раз вовремя!
    :))) Пожалуйста!
    Нора совсем не пошла, очень тяжеловесно.

    А как же всякие попсовые Стивены Кинги? :)
    А не читала :))

    Книги о том, как писать книги

    Пользователь marina_horte сослался на вашу запись в своей записи «Книги о том, как писать книги» в контексте: [...] Оригинал взят у в Книги о том, как писать книги [...]

    Книги о том, как писать книги

    Пользователь lumitaru сослался на вашу запись в своей записи «Книги о том, как писать книги» в контексте: [...] Оригинал взят у в Книги о том, как писать книги [...]
    Может Кинг и попса, но мне нравиться, как он сложные вещи объясняет так, что стало понятно.
    В свое время мои мозги он хорошо прочистил.
    Я тоже о нем хорошие отзывы слышала, и в одном из постов, на которые я дала ссылки, его рекомендует замглавреда Альпины Паблишер - в числе других книг.

    Книги о том, как писать книги

    Пользователь elenamsl сослался на вашу запись в своей записи «Книги о том, как писать книги» в контексте: [...] Оригинал взят у в Книги о том, как писать книги [...]
    А "Птица за птицей"? Мне интересно, как она на русском получилась. Но у тебя ее не было, да?
    Не было, ага. Я потом стала в Киндле читать английские специализированные уже, отдельно про plot, characters, editing, jokes, etc. В итоге поняла, что полезные куски почти везде, но база вся та же самая. И вообще нужно в какой-то момент переставать читать и начинать работать :))
    Алика, мне книга показалось несколько "водянистой". То есть вроде полезно, но очевидно и много личных рефлексий. Так и не дочитала до конца пока что.
    Согласна с Адой -- лучше начинать работать.)
    Если интересно, я как дочитаю "Птицу за птицей" и напишу отзыв, могу добавить вас в упоминание к посту.
    Спасибо!Я с интересом прочитаю. И расскажите еще, как вам кажется, на кого книга направлена? Потому что я помню - она сплошных мужчин упоминает в качестве примеров, друзей и родственников - а на русском она, мне кажется, спозиционирована для женщин.
    Ура! Тогда будет еще один стимул написать хороший и развернутый отзыв.)
    На русском, по крайней мере по миленькой обложке, позиционирование на женщин.)
    Автор -- женщина, тема "как стать писателем", на обложке -- птички. В общем, никакого интереса для мужчин, кажется.
    Когда дочитаю, смогу конкретнее сказать про аудиторию, пока только беглые выводы.
    Вот! Я по поводу обложки как раз с Натальей разговаривала - мол, обложка эта слишком "парфюмерная", а книга вполне унисекс, даже мужчин и их примеров там больше - не про пописульки в бложике, а про романы и книги серьезные. Обложка же уводит обманчиво в дамское чтение, а не профессиональное. Н. сказала мне, что это выбор издательства - нацеливать ее на женскую аудиторию. В общем, я была несогласна очень. Книга в целом полезная - и мужчинам равно!, но я не представляю, как мужчина может ехать в метро и читать прилюдно книгу с такой обложкой.
    по ощущениям, русских женщин, которые хотят стать писателями, на порядок больше, чем мужчин.
    А последние вообще к книгам на эту тему очень насторожено.
    Вообще, к дополнительной учебе, книгам, тренингам женщины больше открыты. Их количественно больше (статистика).
    Я, кстати, купила из-за обложки) Но с такой были 2 миленькие и полистав, я выбрала эту. Первая была просто с цитатами писателей, не помню названия.
    Я бы ещё посоветовал "Как писать книги" Стивена Кинга, хотя бы в качестве беллетристики. Там добрая половина - это, собственно, его автобиография, но есть и интересные советы. По крайней мере, после её прочтения мой приятель научился выдавать текст по чёткому графику и сейчас уже заканчивает черновик своей первой книги.
    Да, в статьях по ссылкам из моего поста ее рекомендует замглавредактора Альпины Паблишер.
    Самое смешное, что там напрочь отсутствует тематика построения сюжета, проработки характеров и прочего, чему, наверное, учили в Литинституте и других пафосных местах. Но зато у Кинга есть несколько чисто технологических советов, которые могут помочь. Для сравнения: до его прочтения мой товарищ мог написать за день абзац, а мог половину главы. Чаще, конечно, получалось не больше абзаца. После Кинга он стал стабильно молотить в среднем по 1000 слов в день, благодаря чему весь проект обрёл реальные очертания и сейчас движется к успешному финалу.
    Ада, спасибо! я по твоему списку теперь могу идти читать оригиналы. Зинсера давно хотела прочесть, будет еще одно подталкивание:) Мне же про технологии чего-то страшно интересно!
    О, из технологий я еще читала на английском отличные две, которые в посте про Зинсера - http://arcobaleno-ru.livejournal.com/206945.html. И The Eight Characters of Comedy: Guide to Sitcom Acting And Writing, там разбираются типажи в ситкомах - очень узнаваемо, и действительно типично. The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You're Not - лучшее по "технологии" шуток, а вот это - лучшие упражнения из всего, что я читала (у меня ими Киндл забит и бумажных тоже хватает :)) - Comedy Writing Workbook

    И прямо especially for you :) The Busy Writer's Book of Checklists

    Ооо, мерси-мерси:)

    Книги о том, как писать книги

    Пользователь signu сослался на вашу запись в своей записи «Книги о том, как писать книги» в контексте: [...] Оригинал взят у в Книги о том, как писать книги [...]
    arcobaleno_ru

    August 2017

    S M T W T F S
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
    Powered by LiveJournal.com