"Экономика бесплатного"
Любопытный эксперимент провела прошлым летом редакция The Village в Петербурге. Они выясняли, будет ли в наших реалиях окупаться столь широко рекламируемая на Западе "экономика бесплатного", то есть, когда покупатель платит столько, сколько считает нужным.
"Редакция испекла 99 маффинов с черникой из свежих продуктов LavkaLavka и собирается продать их на фермерском рынке в выходной день в «Новой Голландии». При этом цену кекса будут определять покупатели, каждый может заплатить столько, сколько считает нужным. Редакция хочет проверить, окупятся ли затраты на продукты и можно ли заработать при такой схеме. Нужно отметить, что в себестоимость товара не включена аренда места — его предоставили бесплатно, а также труд производителей — около трёх часов корреспондент The Village Соня Качински сама пекла кексы".
Что из этого вышло - на сайте.
Чтобы не спойлерить, свое мнение уберу под кат. Я не согласна с выводами Кирилла Шиханова, что "эксперимент можно считать более чем удачным". В самом начале сказано, что в себестоимость не включены ни труд производителей, ни аренда места. Очевидно, также не включены и амортизация оборудования, стоимость электроэнергии (для выпечки), воды (для мытья посуды), доставка кексов к месту продажи, работа продавца и куча всяких мелочей. Как только ВСЕ расходы будут учтены, картина изменится разительно. От тех, кто таким образом пытался продавать книги онлайн, я слышала отзывы негативные. Во всяком случае, лично я бы без особой необходимости рисковать не стала. :)
"Редакция испекла 99 маффинов с черникой из свежих продуктов LavkaLavka и собирается продать их на фермерском рынке в выходной день в «Новой Голландии». При этом цену кекса будут определять покупатели, каждый может заплатить столько, сколько считает нужным. Редакция хочет проверить, окупятся ли затраты на продукты и можно ли заработать при такой схеме. Нужно отметить, что в себестоимость товара не включена аренда места — его предоставили бесплатно, а также труд производителей — около трёх часов корреспондент The Village Соня Качински сама пекла кексы".
Что из этого вышло - на сайте.
Чтобы не спойлерить, свое мнение уберу под кат. Я не согласна с выводами Кирилла Шиханова, что "эксперимент можно считать более чем удачным". В самом начале сказано, что в себестоимость не включены ни труд производителей, ни аренда места. Очевидно, также не включены и амортизация оборудования, стоимость электроэнергии (для выпечки), воды (для мытья посуды), доставка кексов к месту продажи, работа продавца и куча всяких мелочей. Как только ВСЕ расходы будут учтены, картина изменится разительно. От тех, кто таким образом пытался продавать книги онлайн, я слышала отзывы негативные. Во всяком случае, лично я бы без особой необходимости рисковать не стала. :)
Так вот, те, кто развернул свои прилавки, например, в парках, где гуляло много бабушек с детьми, остался чуть ли не в убытке, т.к. деньги они платили очень редко и небольшие. А вот те, кто был в местах, где много платежеспособной молодежи, обычно получал прибыль.
Поэтому экономика бесплатного пока остается очень дискуссионной темой, до нее мы вряд ли скоро дорастем.
мой вывод: для промышленного производства метод не подходит, для энтузиаста - почему бы и нет?
И вот что еще подумала, если бы я каждое утро, например, покупала себе таким образом маффин по 50 р. и при этом узнала бы, что кто-то покупает его за 1 рубль, то мне стало бы неприятно. Особенно, если этот человек не бедный, а просто "халявщик".
А ведь продавец маффинов существует за счет таких как я, начнем покупать за 1 рубль и маффинов не станет, причем не станет для всех.
"А по сути - "стстема придумывалась и идеально работает на товарах. у которых или нет точно расчитываемой себестойки или она слишком условна. НАПРИМЕР, торговля новым альбомом Гребенщикова в электронном виде. Совсем сложно подсчитываемая себестойка. Не ясно сколько потрачено, не ясно какова ценность готового, не ясно, сколько будет продано (не ясно на сколько делить расходы на запись, чего нет в случае кексов - расходы разделить на 99).
То есть, это скорее пример применения схемы "от другого" на новом товаре не совсем предназначенном для того. Как маркетинговое исследование для ресторана, как возможность привлечь внимание - штука очень хорошая. Новый десерт (ОДИН) в ресторане. "Мы его сделали, но не знаем, как он получился, понравился ли вам и хотим решить, оставлять ли в меню - пробуйте и оставляйте сколько считаете нужным". Отличная идея и работает. Внимание привлекает, и определяет удачность. Опять же, РАБОТАЕТ, потому что рядом в меню есть блюда со стандартной ценой, и у гостя не возникает вопрос о шкале "а 10 рублей или 500?", если рядом цены 180-240."
(Anonymous)
Что касается окупаемости и всего прочего - тут даже не нужно углубляться в сложные расчеты и спекулировать соотношением фактической закупочной цены и той цены, которую реально платят булочные. Посмотрите просто, почем продают хорошие маффины ваши соседи :)
А хорошие маффины - это ООООООООООО!!!! Мне незападло было ездить за ними за полтора часа от дома и для меня было трагедией закрытие этой пекарни. Кстати, тот маффин (за который стоит проехать полтора часа) стоил два доллара. В 2.5 раза выше, чем маффины в эксперименте, который почему-то посчитали успешным.
п.с. хипстер, набравший на трояк пол-дюжины маффинов - это пять. Ничего иного я от этой аудитории и не ожидал.
п.п.с. авторы исследования путаются в показаниях, иногда называя почему-то маффины - капкейками. По моему хороший показатель "профессиональности" их подхода.
Правда, я думаю и это были не совсем оплаты за книгу, просто некоторые мои читатели сказали таким образом "спасибо" за мой журнал. Деньги переводили только первые дни, после того как я выложила книгу.
Я думаю очень важно видеть продавца, как в случае с маффинами, в интернете легче не заплатить.
мы думаем о том, чтобы попробовать эту схему на кинофестивале, дополнив пост-оплатой. традиционно вход на его показы свободный, но мы думаем предложить зрителям оплатить билет той суммой, которая им кажется наиболее подходящей, если они захотят.
А с другой стороны, такая схема, как мне кажется, оказалась удачной для фермера с севера Таиланда, который очень гостеприимен, всем заезжающим сразу же приносит напитки и фрукты (и у него можно съесть только что сорванную маракуйю, что нечасто встречается), денег за это не берет, но можно положить что-то в donations box. Мы за четверых положили 400 бат, то есть оценили фрукты в стоимость полноценного обеда. Возможно, с ним щедры еще и потому, что он приносит книгу отзывов и просит что-то написать, сложно потом недодать денег человеку, про которого ты только что такие хорошие вещи сформулировал.