?

Log in

No account? Create an account
work

"Экономика бесплатного"

Любопытный эксперимент провела прошлым летом редакция The Village в Петербурге. Они выясняли, будет ли в наших реалиях окупаться столь широко рекламируемая на Западе "экономика бесплатного", то есть, когда покупатель платит столько, сколько считает нужным.

"Редакция испекла 99 маффинов с черникой из свежих продуктов LavkaLavka и собирается продать их на фермерском рынке в выходной день в «Новой Голландии». При этом цену кекса будут определять покупатели, каждый может заплатить столько, сколько считает нужным. Редакция хочет проверить, окупятся ли затраты на продукты и можно ли заработать при такой схеме. Нужно отметить, что в себестоимость товара не включена аренда места — его предоставили бесплатно, а также труд производителей — около трёх часов корреспондент The Village Соня Качински сама пекла кексы".

Что из этого вышло - на сайте.

Чтобы не спойлерить, свое мнение уберу под кат. Я не согласна с выводами Кирилла Шиханова, что "эксперимент можно считать более чем удачным". В самом начале сказано, что в себестоимость не включены ни труд производителей, ни аренда места. Очевидно, также не включены и амортизация оборудования, стоимость электроэнергии (для выпечки), воды (для мытья посуды), доставка кексов к месту продажи, работа продавца и куча всяких мелочей. Как только ВСЕ расходы будут учтены, картина изменится разительно. От тех, кто таким образом пытался продавать книги онлайн, я слышала отзывы негативные. Во всяком случае, лично я бы без особой необходимости рисковать не стала. :)


Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
Может ему эксперимент показался более чем удачным, потому что он ожидал намного более худших результатов? Мои ожидания были, что расхватают по рублю. Для меня то, что люди в возрасте 30-ти лет так вменяемо реагировали и оплачивали, - потрясающе удачный результат. Практически бальзам на душу. То есть я к тому, что "более чем удачный результат" - это скорее про хорошую тенденцию, чем про руководство к немедленному действию.
Вариант. :) Или посчитал эксперимент удачным, потому что его задумали, начали, провели и закончили. А что маффины не окупились - ну так тоже результат! :D
Я бы еще добавила, что от целевой аудитории все очень зависит. В Киеве этим летом прошли два фестиваля поп-ап ресторанов, когда каждый может что-то приготовить и продавать по такому же принципу - покупатели сами решают, сколько им платить.

Так вот, те, кто развернул свои прилавки, например, в парках, где гуляло много бабушек с детьми, остался чуть ли не в убытке, т.к. деньги они платили очень редко и небольшие. А вот те, кто был в местах, где много платежеспособной молодежи, обычно получал прибыль.

Поэтому экономика бесплатного пока остается очень дискуссионной темой, до нее мы вряд ли скоро дорастем.
Согласна, место важно.
А мне кажется, эксперимент удачный. Но только в плане маркетингового исследования. Так стала ясна целевая аудитория, кривая спроса, проходимость и еще куча маленьких деталек. И еще, что мужчинам (ЦА - папы) такая схема не по душе. А папы - они главные поставщики выручки.
Почему - папы?
Ещё весной эту статью прочитала! интересный опыт!
И ваш и Кирилла вывод прочитала и
мой вывод: для промышленного производства метод не подходит, для энтузиаста - почему бы и нет?
Потому что труд должен оплачиваться, даже у энтузиастов. Такая схема не позволяет его окупить. Если же вы о благотворительных проектах, тогда можно вообще без денег.
Совершенно согласна с вашим мнением, что не все расходы учтены.
И вот что еще подумала, если бы я каждое утро, например, покупала себе таким образом маффин по 50 р. и при этом узнала бы, что кто-то покупает его за 1 рубль, то мне стало бы неприятно. Особенно, если этот человек не бедный, а просто "халявщик".
А ведь продавец маффинов существует за счет таких как я, начнем покупать за 1 рубль и маффинов не станет, причем не станет для всех.
Кстати, да, очень верное замечание. И вообще это не очень честно получается по отношению к тем, кто совестливый и платит больше.
Я, помню, была на ярмарке, там тоже пироги домашние продавали по "сколько не жалко". Чувство было так себе.. Вроде и человека не хочется обидеть и прослыть жадиной, ну и переплачивать не охота. Не очень приятно..


О, тоже очень верно. Получается, на покупателя возлагается серьезная работа по оценке вариантов и принятии решения, сколько заплатить. Мало кто любит принимать такие решения.
там ниже под статтей хороший коммент за чем такие штуки нужны и как это работает (а ведь это тоже "неявная прибыль"). Процитирую:

"А по сути - "стстема придумывалась и идеально работает на товарах. у которых или нет точно расчитываемой себестойки или она слишком условна. НАПРИМЕР, торговля новым альбомом Гребенщикова в электронном виде. Совсем сложно подсчитываемая себестойка. Не ясно сколько потрачено, не ясно какова ценность готового, не ясно, сколько будет продано (не ясно на сколько делить расходы на запись, чего нет в случае кексов - расходы разделить на 99).
То есть, это скорее пример применения схемы "от другого" на новом товаре не совсем предназначенном для того. Как маркетинговое исследование для ресторана, как возможность привлечь внимание - штука очень хорошая. Новый десерт (ОДИН) в ресторане. "Мы его сделали, но не знаем, как он получился, понравился ли вам и хотим решить, оставлять ли в меню - пробуйте и оставляйте сколько считаете нужным". Отличная идея и работает. Внимание привлекает, и определяет удачность. Опять же, РАБОТАЕТ, потому что рядом в меню есть блюда со стандартной ценой, и у гостя не возникает вопрос о шкале "а 10 рублей или 500?", если рядом цены 180-240."

(Anonymous)

Мне как клиенту некомфортно... При том, что я как раз их 30+ аудитория. Мне комфортна обычная продажа с ценами, оплата какой-то фиксированной суммы на входе либо бесплатный фуршетный стол. А вот этотот выкрутас на ровном месте заставил бы меня подсчитывать примерную справедливую стоимость маффина, ломать голову... Словом, маффин бы не брала.
Да, согласна с вами.
А мне сегодня рассказали про реципрокный обмен. Я тааак удивилась:)
А что тебе рассказали и чему ты удивилась? :) Я это знаю как этнографическую особенность традиционных социумов.
Ты как всегда права, экспериментаторы - нет.

Что касается окупаемости и всего прочего - тут даже не нужно углубляться в сложные расчеты и спекулировать соотношением фактической закупочной цены и той цены, которую реально платят булочные. Посмотрите просто, почем продают хорошие маффины ваши соседи :)

А хорошие маффины - это ООООООООООО!!!! Мне незападло было ездить за ними за полтора часа от дома и для меня было трагедией закрытие этой пекарни. Кстати, тот маффин (за который стоит проехать полтора часа) стоил два доллара. В 2.5 раза выше, чем маффины в эксперименте, который почему-то посчитали успешным.

п.с. хипстер, набравший на трояк пол-дюжины маффинов - это пять. Ничего иного я от этой аудитории и не ожидал.

п.п.с. авторы исследования путаются в показаниях, иногда называя почему-то маффины - капкейками. По моему хороший показатель "профессиональности" их подхода.
Слушай, а какая разница между маффинами и капкейками? Меня американская кондитерская продукция пугает сразу на подходе размерами, поэтому я не в теме. :)))
Мне бы решительно не понравился такой эксперимент - как раз по причинам, указанным выше. И на покупателя лишнее давление (а вдруг много денег? А вдруг мало?), и сам продукт достаточно неоднозначный, все-таки подразумевающий 1) оплачиваемый труд; 2) соблюдение санитарных норм. Мне как человеку достаточно осторожному с такой подачей сложно было бы поверить, что передо мной абсолютно свежий и качественный продукт. Другое дело если бы это были фрукты или овощи. Знаете, как сельские жители перед домом выставляют лишнее на продажу. Фрукту всегда легко назначить цену, да и требований таких нет, как к выпечке.
Кстати, да. Я могу не подумать о санитарных нормах, но если ставить такую продажу на поток, об этом обязательно подумает санитарная инспекция. А обеспечить все их требования, плюс зарегистрировать свой бизнес и платить налоги - еще одно повышение себестоимости.
Я тоже проводила подобный эксперимент, электронную книгу продавала. Из 1000 скачиваний примерно 25 были оплачены.
Правда, я думаю и это были не совсем оплаты за книгу, просто некоторые мои читатели сказали таким образом "спасибо" за мой журнал. Деньги переводили только первые дни, после того как я выложила книгу.
Я думаю очень важно видеть продавца, как в случае с маффинами, в интернете легче не заплатить.
Да, согласна, в интернете легче не заплатить, особенно потому, как много людей привыкли к "пиратским" книгам и фильмам.
я думаю, что если продукт не супер-уникальный и его примерная рыночная цена известна, то в итоге к ней все и сведется. в этом случае цена получилась чуть ниже, но и эксперимент был не сильно продолжительным.

мы думаем о том, чтобы попробовать эту схему на кинофестивале, дополнив пост-оплатой. традиционно вход на его показы свободный, но мы думаем предложить зрителям оплатить билет той суммой, которая им кажется наиболее подходящей, если они захотят.
А почему вы так думаете? В смысле, что в итоге сведется к рыночной цене?
Как раз вчера обсуждала, что очень не люблю, когда врачи в бесплатных поликлиниках, которые приняли тебя "по блату", на вопрос, как их отблагодарить материально, говорят "Сколько считаете нужным". Намного проще в платной клинике заплатить в кассу (или в "Старбаксе" купить маффин дороже). Наша горничная нам два раза приносила тайскую еду, мы ей за это давали сколько-то денег сверху, но она перестала приносить. И я теперь терзаюсь, то ли у нее нет времени готовить, то ли мы ей мало денег давали, то ли наоборот, оскорбили ее этими деньгами до глубины души – тоже плохой подход!

А с другой стороны, такая схема, как мне кажется, оказалась удачной для фермера с севера Таиланда, который очень гостеприимен, всем заезжающим сразу же приносит напитки и фрукты (и у него можно съесть только что сорванную маракуйю, что нечасто встречается), денег за это не берет, но можно положить что-то в donations box. Мы за четверых положили 400 бат, то есть оценили фрукты в стоимость полноценного обеда. Возможно, с ним щедры еще и потому, что он приносит книгу отзывов и просит что-то написать, сложно потом недодать денег человеку, про которого ты только что такие хорошие вещи сформулировал.
:)))) Слушай, а ведь да, какой правильный бизнес-подход у фермера! Прямо по Чалдини! :))
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com