?

Log in

No account? Create an account
33bd

О цинизме маркетологов и гендерных стереотипах

Прошлая запись о "женском языке" в маркетинге вызвала у некоторых возмущение. Мол, маркетологи пренебрежительно относятся к женщинам.

В качестве (относительного) утешения, могу привести совершенно реальные цитаты с крупнейшей ежегодной конференции РИФоКИБ. На одной из секций выступающие рассказывали об успешных (!) проектах. И они очевидно не очень высокого мнения о людях в целом:

"Как мы и ожидали, в проекте приняло участие много посетителей, так как требовавшиеся от них умственные усилия были сведены к минимуму." (Перевод: большинство людей тупы или не любят думать.)

"Очень мужской спортивный спецпроект. Здесь посетителям не нужно было много читать, отвечать на сложные вопросы или присылать фотографии, достаточно любоваться лучшими моментами матчей российских футбольных команд." (Перевод: "очень мужской" - это когда ни думать, ни что-то делать не требуется совсем.)

А вот как прокомментировал это знакомый пиарщик:

"Маркетологи-то должны просто деньги зарабатывать для клиента. Если они будут мужской аудитории (или женской) вместо футбольных матчей показывать лучшие моменты дискуссии Хайдеггера с Сартром о Фейербахе, то клиент разорится, а маркетологи станут безработными. Так что ж им остаётся?"

Я, разумеется, согласна, что в рекламе очень много сексизма. И меня это тоже порой оскорбляет. Но поголовное большинство маркетологов обеспокоены исключительно продажами. Они будут ставить розовые цветочки и принцев на белом коне до тех пор, пока женщины лучше покупают товары или услуги с такой рекламой. И, соответственно, если бы мужчин интересовали ромашки, то автомобильные шины снимались бы в летнем поле, а не рядом с полуобнаженными девушками.


Comments

Кстати, я, как человек увлекавшийся маркетингом довольно серьёзно и как человек, вслушивающийся в рекламный текст, порой принципиально НЕ покупаю некоторые товары. Именно из-за рекламы и месседжа, который она несёт :).
Очень хорошо вас понимаю. Я до сих пор не покупаю дезодоранты Rexona из-за их оскорбительной рекламы о русских женщинах http://www.compromat.ru/page_21210.htm#1. А также принципиальный "анти-огрызочник" из-за неэтичной маркетинговой и конкурентной политики компании Apple.
В основной своей массе, у товара или услуги определена ЦА и реклама делается с прицелом на на нее.
Так как можно избежаь сексизма, если у товара ЦА - тетки от 35 до 45? Просто слить деньгу?
Неплохо для начала не называть женщин тетками.
Логично :)
Собственно, как только поменяются стереотипы в головах, маркетологи будут вынуждены искать другие подходы.
> лучшие моменты дискуссии Хайдеггера с Сартром о Фейербахе

:D :D :D You made my morning!
:D Это Паша. Ты тоже представила, да?
Маркетологи - это вообще такие страшные люди, создающие общество потребления и подкрепляющие гендерные стереотипы и сексизм.
Я вообще не понимаю как я со своим мировоззрением нахожусь в этой профессии.

Я, кстати, тоже не покупаю некоторые товары из принципа.

Но большинство маркетологов работают на "дядю", которому плевать на проблемы фиминизма. Дядя хочет прибыли, маркетолог хочет зарплаты. И он прогибается. А для того, чтобы не прогибаться, нужно быть:
1) глубоко принципиальным верным себе маркетологом
2) хорошим маркетологом

И работать с теми проектами/товарами, которые изначально не противоречат его принципам.

Но что меня радует -все больше людей говорят о духовности в бизнесе и о смысле бизнеса, помимо получения прибыли.
И изначально этичным человеком.
Со стороны населения к маркетологам встречное отношение, как к недалеким людям, не утруждающим себя глубоким знанием предмета продажи. В сфере ИТ, по крайней мере. Когда маркетологи пытаются выступать на конференциях потенциальных заказчиков, максимум, что они могут получить - фразу "а могу я поговорить со специалистом?". Хотя, может этого уровня их интеллекта и достаточно для привлечения внимания к компании, а дальше уже должны работать грамотные спецы.

Edited at 2013-08-14 07:15 am (UTC)
Да, это так. Причем как справедливо и то, что многие женщины ведутся на принцев, а мужчины на футбол, так и маркетологи действительно нередко недалекие люди.
С одной стороны, комментаторы, называющие ЦА сразу "тётками", конечно, доставляют много радости :). А с другой, наверняка многие маркетологи могут рассказать о провалившихся кампаниях, построенных на высоких ожиданиях от ЦА. То есть, как ни грустно это признавать, в большинстве случаев ЦА именно такова, как в цитатах твоего поста. Давай же отдавать себе отчёт в том, что "страшно узок наш круг, страшно далеки мы от народа" :). Я об это не один раз спотыкалась. И вроде бы благородно было бы "подтягивать" уровень ЦА повыше, но люди же бизнесом занимаются и деньги зарабатывают, а не проводят благотворительные культурно-образовательные акции...
:) Да вот и я о том же. Мало того, боюсь, и мне не продать ничего через лучшие моменты дискуссий Хайдеггера с Сартром о Фейербахе. :))
Кое-где ещё порой сексизмом оскорбляют ...

Главный принцип маркетолога: не показывай (примеривай) на себе. Мужчины-маркетёры тоже могут возмущаться что женская аудитория имеет доход существенно меньше мужской, а расходы на потребление и вообще расходы - существенно больше.

Да и вообще, сейчас за какой потребительский рынок не возьмёшься, ну разве что кроме рыболовных снастей - основная аудитория женщины. И везде в качестве основного имиджа - тоже женщины, что для женских товаров, что для мужских. Причём одни и те же. Весь маркетинг это сплошные товары для женщин напрямую или для того что бы потом для ...

Доколе!

Знаете, существенно меньший доход женской аудитории - это как раз проблема, о которой много и верно говорят феминистки. Если вы не в курсе, что мужчины до сих пор получают больше за равную с женщинами работу, меньше совершают покупок в дом, не говоря уж о работе по дому и уходу за ребенком (и потому у них меньше расходы), почитайте об этом.
Маркетологи ваще не при делах!!!! :) Они рынок изучают.

Но круг, конечно, порочный.
Есть компания, которая хочет денег = продаж.
Есть бренд-менеджер этой компании, 25 часов жизни которого каждые сутки зависят от того, как на рынке чувствует себя его бренд.
Есть исследователи рынка, создатели рекламы и еще несколько групп мнящих себя важными творческими людьми персон, работа которых направлена на информирование этого бренд-менеджера о состоянии дел и на генерацию идей для улучшения этого состояния.
А в самом апогее этого круга, на излете работы усталого мерчендайзера, стоит усталый человек, который просто хочет быстро выбрать себе в магазине какой-нибудь не сильно дорогой и не очень плохой шампунь по дороге из мясного отдела в кассу.

И каждый участник этого консьюмеробороса просто хочет снизить затраты сил/времени/денег чтобы потратить съэкономленное в интернете/с семьей/в баре/под машиной/на пляже. Мне, находящемуся как минимум в паре мест круга, трудно кого-то конкретно винить в том, что в целом круг иногда превращается в ниспадающую спираль.

И да, часто, поработав с коллективами некоторых компаний очень потом трудно заставить себя пользоваться их продукцией. :D
Угу. :)
О чем дискуссия?! Это как обмениваться мнением о том, что "как жаль, что солнце встает на востоке, как тревиально, что оно там встает, хочешь, чтобы солнце вставало на западе, начни с себя". Бугагашенкька. Маркетологи работают с аудиторией. У аудитории есть пол, есть потребности, есть страхи, есть цели. Да, наше общество все еще гендерное, да, в большинстве своем мы хотим жрать, спать, трахаться и чувствовать себя в безопасности. Привет Маслоу! И отрицать это или бороться, как плевать супротив направлению ветра.
Если бы все так думали, женщины бы до сих пор не работали вне дома и не голосовали.
Что я хочу сказать о маркетологах, так это только то, что они вредны. Они повинны в том, что наш мир товаров превратился в парад клонов. Сравните, как выглядели машины двадцать лет назад и сейчас. Раньше каждая модель имела свое лицо, черт возьми, их можно было различать с пятидесяти метров. А сейчас, что стоит перед тобой можно угадать только глядя на шильдик. Да, их немного меняют, но, боятся выйти за рамки, ограниченные соцопросами. В магазинах то же самое, лежит одно и тоже по разным ценам. Но, без упаковки ты не отличишь чем один сырок отличается от другого, эти различия ложные, в основном, отличающиеся позицией марки на рынке и ее рекламой. Раньше реклама была креативная, и дала кучу фраз для жизни. А сейчас, все бегают по кругу - маркетологи опрашивают людей и делают то, что люди хотят видеть, а люди хотят видеть только то, что знают, потому что креативная прослойка очень мала. И той креативной прослойке не дают творить, потому что "люди хотят видеть розовых принцесс и белых лошадей". Может человек и хочет чего-то другого, только не знает об этом, ему же не показывают все, что можно. Боязнь ошибки и провала рекламной компании приводит все к среднему знаменателю, к узнаваемым мемам, штампам.
А что в этом вредного и плохого? Мне, как минималисту, выше крыши хватает креатива в том, что предлагает рынок.
Посмотрела рекламу дезодоранта, которая действительно показалась мне неэтичной, но отметила там забавный момент. Вопрос: Может быть, у нас в стране нет дезодорантов? Ответ: Конечно, нет! То бишь дезодорантов и правда нет:)

Мне кажутся парадоксальными многие рекламные ролики - например, с говорящей едой (не ешь меня, я хороший собеседник), упоминанием интимных проблем, неоднократно упоминавшийся рыцарь, превратившийся в принцессу и т.д. Единственное, что могу сказать...даже не в защиту, а скорее как понимаемый факт - если бы я воспринимала ролик более целостно, не вслушиваясь в отдельные удивляющие меня части, не расчленяя их на элементами, то, возможно даже при моём они не казались бы столь оскорбительными/странными и т.д.
Да, "конечно, нет" - забавно в контексте :)
вынесла из комментов чудесное слово "консьюмероборос"!
А вообще - это простой путь, играть на имеющихся слабых точках людей. Продажа с помощью рациональных аргументов сложнее и менее успешна, а эмоции легче всего использовать простые, нажимать на кнопки "принц", "ромашка" и "большая грудь".)))
Сейчас как раз обсуждаем с некоторым партнёром фильм о продукции компании. Приносят сценарий со сметой, там всякая красота, съёмки на берегу моря, песчаные дюны, озёра и ущелья. Я смотрю на это и не понимаю. "Где, - говорю, - где у вас в сценарии и смете девушки в купальниках? Где они там??? Вы о чём вообще думаете?"
:)
P.S. Завтра принесут переделанный. Надеюсь, про большую грудь им уже не надо будет специально говорить - сами должны догадаться :)
Такое ощущение, что в этих примерах специально поставлена цель сделать посыл о неуважительном отношении к тем, о ком говорят.
Как-то странно, что это вообще реально было сказано))
Да, я сама была удивлена. :)
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com