Ада (arcobaleno_ru) wrote,
Ада
arcobaleno_ru

Categories:

Как преуспеть в творчестве?

Многие мечты касаются своего творческого бизнеса и открытия творческой мастерской. В общем, все вопросы подъемны и решаемы. Алгоритм действий есть у меня в книге, а в этом посте - живые истории с рекомендациями авторов.

О создании творческой мастерской, где проходят мастер-классы, в прошлом «Взлете к мечте» рассказывала Марьяна Брюханова, художница и руководитель творческой мастерской "Ирис" в Одессе.

О том, как оборудовать мастерскую дома и во сколько это обойдется, недавно был отличный пост мастера по войлоку Катерины Маркус. (Рукодельницам вообще рекомендую ее блог с полезными советами и по упаковке, и по организации процесса).

Далее же – история Киры Кононович, дизайнера марки BoChicca. Кира оставила работу в крупной консалтинговой компании ради творчества, и сейчас ее работы появляются даже в американских свадебных каталогах (и мне очень приятно, что я хоть немного к этому причастна :)). Она рассказывает о начале, о стыде просить деньги за работу, о своих удачах, ошибках, находках и выводах из них:

"КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

О себе я могу сказать, что я вошла во вкус делать бизнес своими руками, оставаясь дома с семьёй и детьми, не так уж и давно. До 35 лет жила я себе и жила, ходила на работу, как все. Потом случился внезапный развод, и я уехала с сыном в Москву. Не покорять, нет, банально зарабатывать на жизнь тем, что я на тот момент умела делать хорошо ― обучением взрослых.

Я устроилась в крупную консалтинговую компанию и с этого момента могла оценить жизнь белки, бегущей в колесе и совет, данный Алисе Черной королевой. Чтобы оставаться на месте, девочка, ― сказала последняя, ― тут надо изо всех сил бежать, а если ты хочешь попасть куда-то ещё, то бежать надо вдвое быстрее. Вот и бежала я на тот момент вдвое, а порой и втрое быстрее. Надо ли говорить об очевидном? Ни личной жизни, ни нормального общения с сыном у меня при таких нагрузках не выходило.

И при этом я по-прежнему считаю, что мне очень повезло. Повезло буквально во всём. И в том, что на тот момент в компании среди моего начальства и коллег были потрясающие, неравнодушные, творческие люди. И в том, что однажды, даже сама не знаю почему, я согласилась пойти на маааленький мастер-класс по войлоку. Моя начальница позвала к нам... Аду :) Что такое войлок, что с ним можно сделать и зачем мне это вообще ― на тот момент я понимала крайне смутно, а слышала и вообще впервые. Но душа жаждала добавить хоть капельку креатива в мою московскую гонку. Заглянуть, вдохнуть полной грудью и... бежать дальше... Так я думала на тот момент.

Войлок меня очаровал. Своей неподатливостью и пластичностью, инструментами, ощущениями и тем, что я понимала – я могу из него вылепить что угодно. Надо только научиться. Но даже нет! Не «надо», а «хочу»!

Мы сидели в тренинг-классе на полу, копались в разноцветном ворохе войлочного пуха, а потом выкладывали разноцветные полоски, усиленно тёрли мыльную плёнку, поминутно туда заглядывая ― готово или нет ― там творилось нечто совершенно новое. Ну и конечно, мы потыкали иголочками в упругие ворсистые шарики, пофильцевали бусины. Не обошлось и без втыкания в пальцы.

Каждый из нас ушёл с шедевром, а то и с двумя. :) Нет, правда, я ощущала себя немного вернувшейся в детство, когда ты с трепетом смотришь на своё первое творение и тебя совершенно не смущают ни его кривобокость, ни прочие несовершенства и недоделки. Оно было прекрасно, хотя бы потому, что вышло из моих, пока не очень толковых, рук.

С тех пор и отворилась дверца. Спасибо, Ада, я не устаю тебе это говорить :) мне просто повезло, повезло сказочно! Я вспыхнула и загорелась так сильно, что уже ничто и никогда больше не сможет меня остановить. Видно, это было заложено в моей душе и природе, поколениями родителей, бабушек и прабабушек, которые все без исключения шили, вязали, вышивали. Одним словом ― творили красоту. Как и я теперь, по нарастающей.

КАК УВЛЕЧЕНИЕ ПРЕВРАТИЛОСЬ В МОЕ ДЕЛО

Я начала с войлочных фильцованых бус. Сейчас я улыбаюсь, глядя на фотографии с ними, но тогда это было просто сумасшествие. Я с упоением открывала для себя магазинчики с войлочной пряжей и фурнитурой, читала форумы, смотрела немногочисленные видео мастер-классы и творила в перерывах между тренингами и собственным обучением. Я фильцевала (мне это оказалось ближе, чем мокрое валяние), вышивала войлок бисером и... никак не решалась выставить свою «красу» на продажу. Мне было... стыдно просить за это деньги. Да и сколько за них спросить, я не понимала. Поэтому первые свои работы я, как и многие мастерицы, просто дарила друзьям и близким. И думала, как же мне пройти и этот порог. Мне не помогали ни советы, ни цены, выставленные другими мастерицами. Помогла мне близкая подруга-тренер, которая занималась кресением (что-то вроде психологии, но намного круче :)). Мы с ней разобрались с моими страхами, и я смогла впервые написать в своём первом блоге, что я прошу клиентов самих предлагать свою цену. Для меня это был прорыв!

Конечно, ни один клиент на это не пошёл. Но шаг был сделан и я смогла через некоторое время впервые оценить свои работы и назначить цену. Конечно, порой я отдавала очень дёшево или наоборот ― выставляла совершенно сумасшедшую цену, но лучшим регулятором были мои посетители блога и клиенты, их комментарии и оценки. Они помогали мне более точно оценивать свои вещи. Первыми моими покупателями стали обе мои начальницы и мои коллеги. Их поддержка была неоценима, и я видела, что они покупают именно то, что им действительно нравится. А потом появились клиенты и не из компании.

Из удач и ошибок на тот момент мне запомнилась работа с шоу-румами в Москве. Из плюсов – мне не нужно было заниматься продвижением, выставками, люди всё делали за меня, но вещи уходили медленнее, деньги поступали с задержками, а главное ― я перестала видеть, слышать и чувствовать своих клиентов. Что их цепляет и радует, притягивает, чего им не хватает. Поэтому я снова стала продавать сама.

Я много читала, как ведут свой бизнес другие мастера, пробовала создавать разные вещи ― магниты из войлока, вышитые органайзеры, кошельки, броши-цветы и броши-ордена из стразов, пуговиц и лент, вышитые обручи и обручи с цветами, повязки на голову, шитые бисером войлочные бусы (мои первые!), ожерелья и даже куклы

Спустя два с небольшим года я вернулась в свой родной город и ушла в декрет. Около года мы творили в паре с подругой, обе беременные ;) ездили по выставкам и ярмаркам, отдавали вещи в салоны и продавали через интернет, вели мастер-классы… Ух, и креативные у нас будут дети, смеялись мы, стоя с одинаковыми животами на ярмарке. Люди улыбались и покупали наши украшения.

В общем итоге мы вернулись к творчеству параллельно, но каждая под своей маркой, продолжаем обмениваться опытом, ресурсами и идеями. У меня остался наш общий бренд, марка ― BoChicca. На выставки, ярмарки и салоны я пока поставила себе запрет, для меня это невыгодно по деньгам, времени и нервам. Зато у меня появилась мотивация освоить такую торговую площадку как etsy.com. Я долго не решалась к ней подступиться, но когда разобралась, обнаружила, что это один из отличных каналов не только продаж, но и рекламы своих вещей.

Из свежих достижений: недавно мой браслет попал в американский свадебный каталог, и броши мои ― эта и эта.

МОЙ БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ УДАЧ, НАХОДОК И ОШИБОК

Крайне важно креативно фотографировать (и учиться беспрестанно этому) и систематизировать свои украшения – по годам, с комментариями когда сделано, кто и когда купил, за сколько и где (в названии файла). О важности красивых фото не буду говорить. Красивая картинка сама себя продаёт. Об этом много написано. Я фотографирую на цветной бумаге в солнечные дни на свой айфон. На etsy девочки упали в обморок, узнав об этом.

Пара советов: делайте много фотографий с разных ракурсов: сверху, с боков, по диагонали. Из 30 фотографий 2-3 будут просто потрясающими. Ну и плюс обработка их в Picasa.

Ещё из моего опыта – собирайте зацепившие ваш взгляд фотографии у других мастериц (на etsy без этого не продашь). Поразили красотой не только и не столько украшения, а всей своей энергетикой, чтоб глаз не отвести. Смотрите, на чём они фотографируют (подложки и мелкие детали), какой ракурс взят, крупный или общий план. Когда у меня иссякает вдохновение при съёмке моих вещиц, я лезу на pinterest.com или на etsy.com, делаю поиск по нужному слову и ― вуаля! Сотни фотографий. Особенно обращайте внимание, какие фотографии в том же etsy попадают в коллекции на первой странице. На странице каждого товара всегда есть статистика ― сколько просмотров, сколько лайков, в сколько коллекций вещь включили. Это отличный показатель удачной фотографии товара. Тем более, что сейчас этот сайт русифицировали и отмазка «я плохо знаю язык» уже пройдёт :)

Хранение и систематизация собственной коллекции тоже мне дают много полезного – самое главное, что я сразу вижу, что уходит хорошо и быстро, а что с трудом.

Разумно экономить. С недавнего времени я закупаю фурнитуру мелким оптом, в основном на ebay.com и aliexpress.com, 1-1,5 месяца уходит на доставку, но экономия денег в несколько раз (с учётом того, что мне пришлось бы ещё на дорогу до Москвы или Питера тратиться). Даже не зная языка вполне легко можно разобраться, используя гугл-переводчик.

Не стоит сильно метаться. Я за 4 года дважды меняла название марки, ценовой сегмент, и несколько раз – ассортимент и рекламные площадки. В итоге каждый раз расплачивалась частичной или полной потерей уже наработанной клиентской базы. Особенно это касается изменения в ценовой политике.

Учиться новому, пробовать разное, выбрать несколько и двигать именно это. Я постоянно отслеживаю не только свои продажи, но и как идут продажи вещей на крупных торговых порталах (ЯМ и Этси), что хорошо уходит, а что нет.

Мне трудно, потому что порой то, что люди покупают, мне не нравится. И я отбираю по двум принципам – хорошо покупают, меня цепляет. Самое ужасное :), что чаще всего, начиная творить, я сама не знаю, что у меня получится, только в общих чертах. Так что иногда и принципы отбора летят в сторону, я делаю то, что меня зацепило, даже если это сейчас не в моде или плохо уходит.

Так, к примеру, недавно я сменила принцип создания брошек (банты из лент и бисера на вышивку бисером по войлоку) просто потому, что меня завораживает результат. Вещи выходят дороже и непривычнее для моих постоянных клиентов, но ничего поделать с собой я не могу :) меня прёт. А потом это вдруг входит в моду :) Сейчас у меня есть четыре чётких ориентира – мне интересны броши, бусы, браслеты и обручи для волос. Остальное я даже не трогаю, чтобы не распыляться и не рушить образ своей марки.

Ярмарки и выставки не мой канал. Во-первых, ребёнок младший ещё маленький, не поездишь. А во-вторых, у нас в России большинство приходят на выставку купить нечто уникальное по дешёвке. Мне жаль отдавать свои украшения за 100 рублей, как многие просят или даже требуют :) В-третьих, я ужасно ленивая, ну честно))я лучше время и деньги потрачу на фурнитуру и создание украшений, чем на дорогу и торчание за прилавком)) в общем, пока мне проще и выгоднее работать через сайты и блоги.

Маленький бизнес параллельно. Меня сильно вымораживало, что порой продажи идут не так быстро, как мне бы того хотелось (цены на мои украшения не самые низкие))). Поэтому я сделала дополнительный маленький бизнес, который приносит деньги – понемногу, но регулярно. Сначала это была торговля фурнитурой, её излишками, затем я открыла магазинчик по продаже цифровых рисунков. Это позволяет мне не напрягаться по поводу поступления денег и переключаться с одной работы на другую, когда запас вдохновения иссякает.

Создайте для себя копилку идей и ресурсов. Я сделала закрытую группу вконтакте только для себя любимой. Там у меня всё – фотографии моих украшений, вдохновляющие меня фотографии, схемы по подбору цвета, ссылки на сетевые ресурсы и полезные инструменты, тексты для ответа клиентам… для меня удобным оказался именно контакт с его системой хранения информации.

Пользуйтесь таким ресурсом как GoogleDocs. Лично я там делаю формы для заказа моих украшений через блог. При заказе уведомления приходят мне на почту и сохраняются в сводных таблицах там же на Гугле. А так же я сделала формы для себя – вношу через них свои расходы на материалы и отдельно – по продаже украшений. Сводные таблицы дают мне массу бесценной статистики: с их помощью легко рассчитывать себестоимость вещей, оценивать, где дешевле закупиться в следующий раз, кого из клиентов стоит поощрить за частые или крупные покупки, кому надо отправить рассылку и т.п. Еще удобно maind-maps там же конструировать, с ними я планирую свои шаги по продвижению и закупки. Наглядно и можно разу ссылки прицеплять.

Рекламируйте себя в Facebook.com, на Pinterest.com и Surfingbird.com. На мой взгляд и по моей статистике это три самых мощных ресурса, вложения в которые дают наибольший результат по посещениям. На фейсбуке отлично работают создание фан-страниц своей марки и посты в группах. Через них в мои магазинчики на etsy приходят клиенты. Второй и третий сайты также приводят массу посетителей. Только там везде надо постоянно работать. Посты, комментарии, лайки, благодарности, конфеты – и к вам придут и посетители, и покупатели (часто это не одно и то же))))

Я дома с малышом же почти два года и я не собираюсь возвращаться к офисной работе. Я это поняла сравнительно недавно. У меня есть мой маленький личный бизнес с нерегулярным доходом )))я люблю его и буду двигаться дальше. Мне невероятно азартно и интересно!!!

Чего и вам желаю)
Кира"


Tags: Проект "Взлет к мечте"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments