Ада (arcobaleno_ru) wrote,
Ада
arcobaleno_ru

Category:

Разница между настоящей творческой мечтой... и мечтой, которая про другое :)

Сегодня на писательские мечты отвечает Николай Назаркин - exlibrisss, автор книг "Изумрудная рыбка", "Стеклянная стена", "Мандариновые острова", "Три майские битвы на золотом поле", член совета экспертов конкурса «Книгуру».

"У меня вот тут два письма. Две мечты. На первый взгляд, очень похожих. Оба про решение стать писателем, да еще и детским писателем. Оба про препоны, что, как кажется авторам, стоят у них на пути. И все-таки, эти письма совершенно о разном. И мечты там ну абсолютно не схожи.

Начну с первого:

«Я очень давно мечтаю о том, чтобы издать свою сказку "Путь единорога". Но просто так издаться мне мало. Я хочу чтобы книга стала ОЧЕНЬ популярна и чтобы её экранизировали. Я её уже давненько написала. Давала почитать только близким подругам. Им вроде бы понравилось.

Итак мои преграды:

1 - я без понятия кому нужно отдавать рукопись. Ведь я знаю что наверняка материал может быть сырым и его надо в любом случае дорабатывать. к тому же текст надо корректировать, т.к. у меня по русскому в школе была всегда твёрдая тройка.
2 - далее я не представляю в какую пойти типографию и вообще сколько это стоит. И какое кол-во экземпляров надо.
3 - И наверняка раз это сказка должны быть какие-то картинки. Ну допустим я картинки сама могу нарисовать (образование обязывает так сказать). Опять же я не знаю какие картинки должны быть (в смысле технические их характеристики)
4 - допустим я издала книгу. а что дальше? как сделать так чтобы всем людям захотелось её купить? какие-то должны быть презентации? я на такие презентации ни разу не ходила. только в кино видела что-то подобное. так что не знаю как пиарить книжку готовую. и сколько денег на это надо.
5 - ладно, книжка стала популярна и все учитались ею. А куда теперь бежать? Надо же искать какого-то человека, который бы перечитав мою книгу сделал бы сюжет свой (написал так сказать сценарий). И уже отправил этот свой вариант каким-то людям, которые снимают кино.»


Тут только на первый взгляд кажется, что речь идет о книгах и желании писать. Мечта тут совсем другая: стать ОЧЕНЬ (капс авторский) популярной. Просто книга кажется самым быстрым и легким путем к этом. Ну как же: гонорары, конвенты, автографы, экранизации и другие красивые слова, светящиеся в серости жизни, как буквы «Hollywood» на склоне калифорнийского холма. И все расписанные автором преграды на самом деле ничего не значат, просто потому, что все это – техника, а проблема кроется в стратегии.

Я могу, конечно, ответить по пунктам и даже так и сделаю, чтобы не давать автору повода думать, что от его вопросов отмахнулись, но вообще-то мой ответ на мечту будет таким: дело не в книжке. Книжка тут не поможет. Для вас алгоритм действий совершенно другой: попробуйте сначала стать кем-то значимым, популярным и знаменитым, а уж потом выпускайте книги об этом.

Почему я так думаю и как же пример скромной английской училки-разведенки, писавшей сказку на салфетках в кафе, а теперь получающей миллионы? Все просто. Роулинг знала, зачем, для кого и как она пишет, она уже была профессионалом. А вопросы в письме и само построение фраз говорят мне, что от литературы вы далеко. То есть, в вашем случае придется сначала стать профессионалом в детской литературе, а уж затем писать сногсшибательную вещь, которую все ринутся читать и экранизировать. Но ведь какая-то профессия у вас уже есть, может стоит ею заняться, достичь высот и уже тогда писать книги?

И, как обещал, ответы на вопросы по пунктам:

1. Рукописи отдаются в издательства. Адреса и сайты издательств детской литературы легко найти в Гугле и Яндексе. Но полуфабрикат, конечно, ни одно издательство не возьмет. Никто не будет дорабатывать ваш текст, кроме вас самих. И только если это уже шедевр на 99%, возможно (возможно!) с вами согласится поработать литературный редактор и корректор. Я бы на это не рассчитывал: дело в том, что авторов сейчас в десятки, если не сотни раз больше, чем редакторов и корректоров. Так что последние могут морщить носик и ворошить кучу рукописей одним пальчиком.

2. Типографию и все такое прочее обеспечивает издатель. Если так хочется издавать самим – тоже можно. Сейчас маленькое издательство можно начать буквально на коленке, с парой друзей и парой миллионов рублей. Правда, 999 из 1000 прогорают на первой же книжке. Риск.

3. Картинки, то есть иллюстрации, должны быть. Обычно, художника-иллюстратора тоже ищет издатель. Можете предложить своего (свою подругу, допустим). Далеко не факт, что согласятся, но почему бы не попробовать.

4. После выхода книги пиар (обычно) тоже осуществляет издательство. Автор может и должен говорить о своей книжке где только возможно, но все презентации, выставки, участие в книжных ярмарках и салонах – все это вотчина издательства. Автора пригласят и он будет несколько часов стоять, улыбаться, подписывать и прочее. Это совсем не так весело, как по телевизору.

5. С экранизацией все совсем просто. На автора и/или издателя выходит режиссер и предлагает написать для него сценарий. Сценарий пишется бесплатно, потому что денег у режиссера нет. Он их отправиться добывать, вооруженный сценарием и своим обаянием. За время добычи сценарий нужно, как правило, еще пару-тройку-десяток раз переписывать, потому что «не пойдет». Заканчивается все, обычно, ничем. Даже если фильм решаются делать, авторам, они же сценаристы, ничего, как правило, не достается – на съемки наскрести бы.

(Дополнение от Ады: а вот если книга станет ОЧЕНЬ популярной и сценарий заинтересует режиссера уровня Тима Бертона, то о чем-о чем, а о подборе актеров и дальнейшем пиаре девушке совсем не придется беспокоиться. Все будут делать специальные люди. Мало того, ей туда даже нос сунуть не дадут! :))

Вот такой вопрос и такой ответ. Ну а теперь совсем другое письмо:

"У меня есть заветная мечта. Я хочу стать писательницей. Писать сказки и рассказы для детей.

Препятствия, которые мешают реализовать задуманное:

1. Несмотря на то что по образованию я журналист, мне кажется мой слог достаточно косноязычен и то что я пишу никому кроме меня читать будет не интересно. Плюс ко всему я не слишком уверенный в себе человек и очень зависима от мнения окружающих.

2. Не совсем понятно с чего начать. К примеру, напишу я сказку и куда с ней идти? В издательство? В какое и как правильно оформить свое творчество для того, чтобы приняли или хотя бы прокомментировали, дали советы или адекватную критику?

3. Беспокоит техническая сторона вопроса - каким образом я сама за свой счет издать хотя бы несколько пробных экземпляров книги? Для того чтобы подарить книгу детям своих друзей и тем у кого нет папы и мамы (сиротам из детских домов)? Как это технически все происходит? Куда обратиться для того чтобы мою книжку - напечатали, проиллюстрировали, облекли в обложку? Какие конкретно шаги необходимо предпринять?

4. В конечном итоге мне бы очень хотелось, увидеть плоды своего творчества в на полках книжных магазинов. Пусть и минимальным тиражом (на это моих финансов, конечно не хватит). Как сделать так, чтобы сказками, рассказами заинтересовались, но при этом оставить в них то что я хочу донести до читателя. Ведь часто бывает так: когда начинается бизнес - пропадает искусство, душа. Этот нюанс очень беспокоит."


Здесь сразу видно, что мечта настоящая с мечтой написанной не расходятся. Поэтому я не стану растекаться по древу чем бы там ни было, а отвечу конкретно.

Уважаемая Екатерина! В вашем случае программа действий совершенно четкая и ясная. Итак:

1. Читайте детскую литературу. Невозможно стать профессионалом в том, о чем не имеешь представления. И – очень важное уточнение! – современную детскую литературу. Драгунский, Успенский и Носов, разумеется, с нами навсегда, но писать сегодня для детей и не знать Эдуарда Веркина, Дины Сабитовой, Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, Юлии Кузнецовой, Светланы Лавровой, Аи эН, Станислава Востокова, Артура Гиваргизова и многих, многих других – просто потеря времени и изобретение велосипеда. Так что запоминайте имена, ищите в магазинах и библиотеках, читайте.

2. Пишите. Прямо параллельно с чтением. Получаться будет плохо, натужно, вторично и бездарно. Точно говорю. Но – все это будет все меньше с каждым разом и, вполне возможно, довольно скоро получится и что-то действительно не столь ужасное.

3. Если что-то уже выходит и нарабатывается, попробуйте податься на семинар молодых писателей, пишущих для детей, что проводит фонд Филатова (www.sfilatov.ru). Там как раз делают то, о чем мечтают все начинающие писатели: проводятся мастер-классы известных авторов и обсуждаются тексты участников.

4. Работа с издательствами – отдельная песня. Издательства сегодня не осуществляют литературной правки, «рукописи не рецензируются и не возвращаются»(с). Это закон рынка – каждый день присылают до сотни текстов. Поэтому в издательство надо идти уже с полноценным, готовым материалом. Тогда может быть...

5. Литературные премии и конкурсы. А вот тут хороший шанс для никому неизвестного автора. Другое дело, что их десятки и разобраться трудно. Запомните несколько названий, этим доверяют в тех же издательствах и литературном сообществе в целом. Адреса не даю, все они легко ищутся в Яндексе. Итак:

Конкурс «Новая детская книга» издательства Росмен;
Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру»;
Международная литературная премия им. В.П.Крапивина;
Литературный конкурс им. С.Михалкова.

Найдите сайты этих конкурсов и премий, почитайте условия участия – и вперед! Есть, разумеется, и другие, где и как участвовать – дело автора.

И, в завершении, еще немножечко остановлюсь на последнем пункте. Как не потерять душу в тексте? Вот я сейчас работаю в совете экспертов конкурса «Книгуру». Читаю и оцениваю тексты, приходящие к нам. Десятки и сотни текстов. И вижу одну очень простую зависимость: чем лучше человек владеет словом, чем совершеннее его текст по форме, тем глубже и качественнее его содержание. А те, кто пытается сказать о жизни и смерти, любви и боли, радости и отчаянии косноязыким канцеляритом – говорят только и исключительно о собственной глупости и пошлости. Нельзя научиться писать о чем-то действительно важном. Но можно научиться писать так, чтобы самая простая мысль дошла до читателя и стала важной для него. Так что не волнуйтесь, Екатерина, читайте, читайте и пишите – и все будет."

Также на эту тему в проекте "Взлёт к мечте":

  • "Ответ на писательские мечты - 1" от заместителя главного редактора издательства Альпина Паблишер Ирины Гусинской - о писательском мастерстве и препятствиях на пути к мечте.
  • "Ответ на писательские мечты - 2" от заместителя главного редактора издательства Альпина Паблишер Ирины Гусинской - о работе с издательствами, организации времени и неверии в себя.
  • "Я написала шедевр! Как издать?" Ответ Николая Назаркина exlibrisss.


  • Tags: Ваш успех: работа с удовольствием, Проект "Взлет к мечте"
    Subscribe

    Recent Posts from This Journal

    • Путеводитель по блогу :)

      Этому журналу уже 9 с лишним лет. Мы с ним пережили замечательные моменты, и я искренне благодарна и этому опыту, и вам, моим читателям, за ваше…

    • Виднее ли со стороны?

      С одной стороны, вроде бы мы должны знать себя лучше. С другой, поговорка утверждает, что со стороны виднее. Одно долгоидущее исследование -…

    • Секреты дизайна и творчества: выступления ТЕD

      Филипп Старк, Адам Грант, Тим Хартфорд, Ив Беар и другие о неожиданных привычках тех, кто мыслит оригинально, секретах дизайна, необходимости…

    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 36 comments

    Recent Posts from This Journal

    • Путеводитель по блогу :)

      Этому журналу уже 9 с лишним лет. Мы с ним пережили замечательные моменты, и я искренне благодарна и этому опыту, и вам, моим читателям, за ваше…

    • Виднее ли со стороны?

      С одной стороны, вроде бы мы должны знать себя лучше. С другой, поговорка утверждает, что со стороны виднее. Одно долгоидущее исследование -…

    • Секреты дизайна и творчества: выступления ТЕD

      Филипп Старк, Адам Грант, Тим Хартфорд, Ив Беар и другие о неожиданных привычках тех, кто мыслит оригинально, секретах дизайна, необходимости…