?

Log in

No account? Create an account
work

Все, что вам нужно знать о создании и наполнении работающих сайтов (и даже более)

Эти книги рассказывают обо всем, что вам нужно для создания эффективно работающего сайта или блога. Уже никакой веб-дизайнер и программист не продадут вам заставки с флеш анимацией (раздражающие пользователей) или многоуровневое меню (больше трех кликов путают людей). Вы также не будете тратить свое время на создание текстов, которые никто не читает, и расстраиваться, что их не читает никто.

1. Don't Make Me Think: A Common Sense Approach to Web Usability была первой книгой о юзабилити (удобстве пользователей), которую я прочитала, и тут же заказала себе вторую того же автора - Rocket Surgery Made Easy: The Do-It-Yourself Guide to Finding and Fixing Usability Problems. Причем все, что я читала в последующем, так или иначе содержится в них - только лучше изложенное, и главное - короче изложенное.

Что важно - правило Don't make me think ("Не заставляй меня думать") не устаревает. Я регулярно читаю рассылку и исследования гуру юзабилити Джейкоба Нильсена, и чем дальше, тем меньше усилий пользователь готов прилагать к поиску информации на сайте и даже просто к попыткам понять, как же сайт устроен. Сходу не нашел? Пошел на следующий сайт.

Читаются эти книги легко, даже если вы не специалист. Впрочем, если вы не планируете работаеть в сфере веб-дизайна, вам хватит и первой книги, к тому же она переведена на русский. Вторая - руководство по тому, как проблемы с юзабилити сайта обнаружить и решить самому. Но, в принципе, за этим можно обратиться и к профессионалам.

2. В книгах по юзабилити сайтов или текстов есть важное и приятное отличие от других. Они написаны именно так, как рекомендуют делать сайты - коротко, ясно, максимально просто. Вы тут же видите на странице, где самое важное, и можете "сканировать" страницу взглядом - все нужное выделено.

Кристина Халворсон рассматривает все, что у вас есть на сайте (контент) - как систему. Система контента должна быть нацелена на один результат - для бизнес-сайтов это привлечение клиентов. Для этого Content Strategy for the Web предлагает сначала определить, какой результат вы желаете, как его достичь, и затем провести анализ (аудит) сайта. После этого вы решаете, что сохранить, поскольку отвечает цели, что выкинуть, а что необходимо добавить. И дальше вы уже не пишете тексты, которые вашим целям не отвечают Это крайне, крайне экономит ваше время - а значит, и деньги.

3. Letting Go of the Words: Writing Web Content that Works (Interactive Technologies) рекомендовал сам Джейкоб Нильсен, и я с ним согласна. Если у Халворсон контент рассматривается как система - в общем и целом, то Джинни Редиш вникает в детали. Как ведут себя люди на сайтах? Как они читают-смотрят картинки? Какие эмоции испытывают и как это влияет на дальнейшее чтение? Какие шрифты, размеры, отступы, пробелы, цвета использовать? Почему лучше перечисления выкладывать списками и в каких случаях списки нумеровать, а в каких - категорически нельзя? И пусть вас не смущает, что книга об английских текстах, а вы хотите делать сайт на русском. Общие принципы совершенно одинаковы - короткие предложения, личное обращение "ты/вы", использование заголовков, побуждающих к действию и так далее.

4. А вот Through the Language Glass: Why the World Looks Different in Other Languages совсем не о сайтах, она о языках. Вернее - о том, как наше восприятие мира зависит от того, на каком языке мы говорим. И здесь масса удивительного. Я уже писала, что мы приписываем объектам/предметам женские или мужские качества, в зависимости от того, мужского рода слово или женского. Конечно, в тех случаях, когда в языке вообще есть грамматический род.

Вы также знаете, что в английском отсутствует разделение цвета blue на наши синий (dark blue) и голубой (light blue). Так вот исследователи долго мучились, придумывая эксперименты - и таки подтвердили, что от дополнительной цветовой градации русскоязычные лучше различают оттенки синего/голубого - наш мозг по-разному на них реагирует.

Мало того, время и направление в языках представлено по-разному. В некоторых вообще не существует будущего времени. Мало того, обычно в западной традиции время "течет" слева направо. Если вам предложат разместить динозавров, Нефертити и Октябрьскую революцию на временной шкале, динозавров вы поместите слева, революцию справа, Нефертити где-то между ними. Однако в других культурах по-другому. Есть языки, в которых прошлое - впереди, потому что оно известно, а будущее - сзади, потому что его никому не дано видеть. Поэтому "Назад в будущее" для носителя такого языка - фраза совершенно естественная. Конечно, назад, потому что будущее именно там и находится.

Эта книга сама по себе не научит вас писать тексты для сайтов. Но она поможет вам осознать важность языка и степень его влияния на то, как мы видим мир. Правда, книга медленно начинается - автор страшно любит теорию цветовых названий и долго-долго рассказывает, почему у Гомера в Илиаде и Одиссеи "фиолетовые овцы", "зеленый мед" и "винное море" - и нет, не потому, что он был слеп. Однако, со следующей главы уже все намного динамичнее и интереснее.

5. О Доне Нормане и его Дизайне привычных вещей я уже писала, это классика и даже переведена на русский. А вот его выступление на ТЭД (с русским переводом), где Норман рассказывает о трех составляющих дизайна, которые делают вас счастливыми.


Также о книгах:

  • Все посты рубрики "Книжное обозрение"
  • Книга "Бизнес своими руками: Как превратить хобби в источник дохода"
  • Comments

    :) И если читать про оптимизацию - то Ашманова. :)
    Имхо, не надо читать Ашманова :) лучше что-нибудь англоязычное( интересное хотя бы )по теме для начала. Просто что касается SEO - там же половина - некие измышления про алгоритмы и как это работает. А в основном работает здравый смысл, поисковые алгоритмы разрабатываются с его учетом, учетом того, как человек ищет информацию. Для того, чтобы уловить, что важней всего здравый смысл, книга Ашманова плохо подходит, тк она написана в любимом моем рашен боринг теоретикал стайл. Что делает ее чтение крайне унылым и уводит новичка в ненужные (и наполовину устаревшие) технические детали.
    Как сказал брат, который работает в Гугле в команде разработки поисковых алгоритмов, лучше всего читать http://googlewebmastercentral.blogspot.ru/ ну и у них там есть хорошие и понятные видео в ютюбе
    Интересно, десять лет работаю в этой сфере и первый раз сталкиваюсь с таким мнением об Ашманове. Критику его человеческих качеств и политических вглядов слышала, да, а вот в оптимизации - ни разу. :) Спасибо за ссылку.
    В поисковых алгоритмах постоянно что-то меняется, поэтому если нужна техническая информация - лучше читать блог Гугла.
    Когда я хотела получить представление о SEO, я прочла энное количество книжек и статей (на русском - Ашманова), и да, он вроде пишет по-делу, но для новичка (даже с техническим образованием и опытом программирования, как у меня) - невыносимо уныло написано. в SEO не так уж много каких-то технических деталей.
    Из обучающего и не скучного мне понравились материал Сеопульта http://www.cybermarketing.ru/videoseminars.html
    http://seopult.tv/programs/

    http://adtimes.ru/articles - очень толковый блог на русском, без мамбо-джамбо, просто и по делу.

    На английском я читала SEO Made Simple - она простая, местами примитивная, но по ней можно брать и делать.
    http://www.amazon.com/SEO-Made-Simple-Third-Edition/dp/1481838067/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1367131030&sr=8-1&keywords=SEO

    и Local SEO
    http://www.amazon.com/Local-SEO-how--entrepreneurs-ebook/dp/B006VHRBLM/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1367131047&sr=8-1&keywords=SEO+local

    Вообще, имхо, главное отличие американских учебников от наших - практическая направленность, а не унылое излишне тероретическое бла-бла. Я сейчас учусь программированию в американской онлайн-школе - очень круто и продуманно все.
    Спасибо за ссылки. Вопрос, что в образовании ценнее - фундаментальность или практичность - сложный. Поскольку я училась в Голландии, а затем в летних школах в соросовском Центрально-Европейском университете, то вполне могу сравнивать их образование с нашим. Нашему в той же степени не хватало практичности, как и их - фундаментальности. Я могла видеть big picture и легко учиться там только потому, что у меня была серьезная теоретическая база, полученная здесь. От легковесности сегодняшних программ и учебников - построенных на западной системе - я просто за голову хватаюсь. Но учить теорию непросто, тут я соглашусь, а все сложное большинству скучно.
    И спасибо за Ваш блог!
    Очень хочу теперь почитать Letting Go of the Words: Writing Web Content that Works - делаю сейчас сайт с большим количеством контента, написанным копирайтерами, и приходится и контент контролировать тоже :) Хочу дать копирайтеру эту книжку - половину слов в его творениях я бы урезала (как советует Стив Круг).
    Да, писать просто и коротко намного сложнее, чем писать длинно и сложно, по себе знаю. :)) Для этого копирайтерам приходится работать больше.

    Edited at 2013-04-28 04:59 pm (UTC)
    Да. О сайтах надо знать. Но, я скорее всего буду заказывать у специалистов, лучше деньги заплачу. Но, проверять всё равно надо со знанием дела.
    Согласна, профессионалы лучше увидят недостатки. Но не у всех есть деньги на профессионалов - и умение отличить профессионала от того, кто себя таким считает без оснований. :)
    Кстати, если у вас есть контакты нормального веб-дизайнера, веб-мастера, студии, то дайте :)
    :) Чего нет, того нет, мы не работаем с внешними фирмами, поэтому не было необходимости искать.
    В смысле, вы сами себе делайте все сайты?
    Я работаю в международной организации, у которой целый большой веб-департамент в штаб-квартире. Что-то, конечно, закупается и дается на аутсорсинг - вроде внутренней поисковой системы для сайтов, но это делается в Женеве, и я к этому не имею отношения. :)
    arcobaleno_ru

    August 2017

    S M T W T F S
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
    Powered by LiveJournal.com