?

Log in

No account? Create an account
work

Случайность самооценки: повезет-не повезет

Многие обеспокоены низкой самооценкой и недостатоком уверенности в себе. Вчера я давала интервью для интернет-журнала Woman on Top, в числе прочего говорили и об этом. По дороге домой продолжала думать о самооценке, и вот что мне кажется важным осознавать. В большинстве случаев наша самооценка достаточно случайна. Она основывается на внешних обстоятельствах, которые мы никак не могли контролировать.

Как все социальные животные, люди в любом обществе выстраивают некую иерархию: от главных "альфа"-особей до наиболее забитых "гамма". В стае есть всегда вожаки, в компании - лидеры, заводилы, "королевы класса". Все остальные тоже как-то ранжируются по популярности. Наше представление о себе формируется, как правило, на основании нашего положения в группе в детском саду, во дворе, в классе и т.д.

И вот здесь-то и есть фактор случайности. Наше положение определялось не столько нашими истинными способностями-возможностями, сколько тем, в какую группу мы попали. Если другие дети более активные или сильные - в силу возраста, характера или поддержки родителей - то мы будем не в первых рядах социальной лестницы. И самооценка наша сложится низкой. А стоило бы нам попасть в группу, где другие дети слабее - и мы бы "расцвели".

Ранг животных в группе меняется. Социальные психологи проводили такие эксперименты с домашними птицами, меняя особей устоявшихся групп и наблюдая, как иерархия выстраивается снова. Бывшие лидеры легко могли потерять первое место, а бывшие середнячки наоборот его занять в новой группе, более слабой, чем их предыдущая.

Людям сложнее, поскольку мы запоминаем отношение к нам и создаем свой внутренний образ, базируясь на этом. Даже если группа вокруг нас давно поменялась, мы помним наш предыдущий опыт. Мы продолжаем считать себя "неприспособленными", "недостаточно хорошими", "недостойными" и потому складываем руки.

Именно поэтому я считаю, что к своей самооценке надо относиться философски. Не воспринимать ее слишком серьезно (в том числе, и высокую, да), отчасти не верить ей. Это не о реальном сравнении вас и других. Осознавайте, что если бы обстоятельства сложились иначе, вы смогли бы быть самыми популярными в классе и нести ощущение своей ценности дальше по жизни. Или, наоборот, над вами могли бы издеваться злые и наглые дети. Но раз это случайности, которые вами не контролируются, не надо опираться на них, думая о себе и о реализации своих желаний.

* * *

Сокращенно процитирую "Одиночество животных и людей" Дж. Оди:

"Две крысы А и В, обе испытывающие потребность в общении, встречаются и вступают в контакт. Возникающее в результате удовлетворение является затяжным состоянием, при котором потребность в общении временно не ощущается.

Теперь допустим, что третья крыса С, испытывающая потребность в общении, подходит к крысе А, когда та временно удовлетворена и не ищет контакта. С не получит отклика и будет разочарована, у нее наступит фрустрация. Не получить ожидаемого ответа так же обидно, как натолкнуться на досаду или оскорбление. Фрустрация - тоже затяжное состояние.

Представим себе группу потенциально "равных" подростков, находящихся вместе. Какие из них неоднократно разочаруются, не вступив в контакт, будет зависеть от случайности. Назовем одного из таких разочарованных подростков J. Он, ощущая потребность в общении, может теперь обратиться к К, которому тоже хочется общаться. Но J может на сей раз обратиться к К по-другому: возможно, J слишком часто встречал отпор, и К сочтет его подход не совсем адекватным (возможно, J своим приставанием стал напоминать Урию Гипа). Таким образом, на дальнейшую модель личности и поведения J может повлиять теперь неудовлетворительный отклик со стороны К, хотя К тоже испытывает потребность в общении.

Таким образом, есть совокупность подобных случайных встреч на раннем этапе развития..., а также обстоятельств, таких как болезнь или неспособность добыть достаточное количество пищи. Эти случайные факторы влияют на низведение к низшим рангам иерархии некоторых особей, первоначально обладавших, по всей видимости, "нормальными" возможностями."

А теперь, когда вы это знаете - хотите ли вы позволить прошлым случайным обстоятельствам определять вашу дальнейшую жизнь?

Comments

от самооценки много чего зависит, хотя если вдуматься - это мыльный пузырь
Именно - мыльный пузырь. Так стоит ли давать на откуп самооценке вот это все "многое что"? :)
Вот это да! К сожалению, мне не удаётся на раз-два поменять мнение о себе. Зато о другом человеке -- проще. Странно. ))
На раз-два, конечно, редко у кого получается. Инерция мышления, сложившиеся нейронные цепочки. :) Но постоянное осознание случайности самооценки приводит к меньшей зависимости от нее. Базируешь свои действия на интересах и желаниях, а не на собственной "достойности" и "хорошести". :) А это также значит, что никто самооценку не уронит. Правда, и не поднимет :)), но это уже и не нужно, как не нужно есть junk food сытому человеку. :)
Меня в детсве сильно захваливали. Парадоксально, что я при этом страдала не от завышенной, а от заниженной самооценки. Потому что не верила взрослым-:)Но страдала- это опять же на взгляд посторонних, я же свою самооценку считала не заниженной, а адекватной. Согласна, что на этом сомнительном фундаменте не стоит ничего базироватью
Да, и родительская чрезмерная похвала или опека - тоже случайность, с последствиями которой можно активно бороться, а можно пожать плечами - было и было, подумаешь. Я вообще предпочитаю уходить от понятия самооценки - будь то завышенная-заниженная или адекватная. Именно потому, что это сомнительный фундамент.
как мне все это сейчас близко!
ребенок пошел в сад и не отличается там хорошим поведением, воспитатели считают его неадекватным хулиганом, и мы очень боимся, что уже сейчас, в три года у него сформируется самооценка неправильного ребенка (((

а я сама все детство было очень положительной, училась на отлично и была всеобщей любовью до тех пор, пока в 7 классе меня не перевели в языковую спецщколу. дети там были почти все из богатых семей (в отличие от меня), все давно дружили между собой, в итоге я скатилась по успеваемости, так и не смогла влиться в новый коллектив, и ни разу после окончания школы не ходила на вечера встреч. мне дорого стоило потом во взрослой жизни вернуть себе место и самоощущение успешной красивой девочки.
Можно создавать ребенку компенсаторную группу - водить в какое-то игровое пространство, хоть в тот же Ого-город, где его энергия получит выход, и дома, конечно, поддерживать его "правильность". :)
Главное, не показывать это тревожным родителям. :) Или показывать вместе с... какими-нибудь очень бодрящими текстами. А то я тут же представила себя 8-9 лет назад: "Мой бедный младенец, как же найти самую правильную группу для него? Ааааааа!!!!" :D
поздно, тревожные родители уже увидели ))
Сыну сейчас семнадцать. Сначала была «спартанская» школа и очень сильный во всех смыслах класс. Преобладали мальчики да еще и очень с явными лидерскими качествами. В классе седьмом мы вообще ничего не могли с ними сделать, они так дрались ! С приводами в милицию. По полной. Потом успокоились , но все равно напряжение и конкуренция была очень сильна. И у парня была заниженная самооценка. Но надо отдать ему должно он не сдавался и боролся . А потом мы переехали, поменяли школу.
И он оказался самым сильным в учебе. И так расцвел. Видимо у него оказалось мое свойство памяти (полная сменяемость кадров))). Сейчас, на мой вкус, я бы самооценку снизила ему слегка..)))
Я все время ему говорила , и тогда и сейчас. Просто делай дело, которое тебе нравится. Будь по настоящему увлечен и мечтай на здоровье о любых достижениях, какие в состоянии себе напридумывать.
Но говорить то мы можем все, что угодно... А до зрелости личности нужно все-таки дожить. Пройдя и «заниженное» и «завышенное» непременно!
Спасибо за пост!)
До зрелой личности нужно дожить, да, но заниженное и завышенное проходить совсем не обязательно.
Да, Вы правы, ребенку обязательно надо объяснять про самооценку!
:) А начинать - с себя, включать это осознание в собственную картину мира. :)
Да, я тоже часто думала, что самооценка и вообще многое в жизни определяется тем, на что человек не может повлиять (это к вопросу громких лозунгов "все зависит от тебя!")

Родители, например. У кого родители люди сильные, уверенные в себе, независимые, тот и сам скорее всего таким вырастет. А у кого с психологией нищеты и жертвы - увы. Воспитание влияет: у некоторых родителей установка, что детей нельзя хвалить, а у некоторых - наоборот - что надо захваливать и т.п.

Как-то обсуждали с подругой. У нас в юности были очень похожие случаи (хотя тогда мы еще не знали друг друга). У нас обеих были семьи очень среднего достатка, и однажды мы захотели какую-то удивительную модную тогда шмотку. И вот ее родители сказали: ок, не вопрос, устраивайся на работу. Заработаешь - купишь. Помогли ей устроиться куда-то на какую-то работу, куда взяли девочку 15 лет, и она купила себе сама потом не только ту шмотку, но и еще что-то классное. А мне мама в таких случах только вздыхала и отвечала: "Ну что поделать, мы не можем себе такое позволить... "
Влияет до определенного возраста, конечно. Но все негативное влияние можно и нужно самостоятельно исправлять, избавляться от него.
Нет :)
И не позволяйте. :)
на днях была на тренинге про самооценку, где тренер обьяснила, что самооценка - это измеритель себя по шкале чужих успехов. И предложила признать свою изначальную ценность в этом мире, как единственного индивида с конкретным, данных только ему, набором качеств.Таких как ваша внешность, ваши мечты, ваши проблемы и ваши таланты. Ведь такого точно человека нет на всей планете. И, значит, вы нужны здесь, такая, какая есть.

И мне эта точка зрения показалась близкой, теперь применяю на себе.))
Знаете, мне не близка, потому что в ней мне чувствуется либо фальш, либо эзотерика. Я не вижу особенной ценности в том, что такого же точно человека, как я, нет на всей планете. И я не вижу, почему это значит, что я нужна здесь такая, какая я есть. Если, конечно, не исходить из некого Божественного Замысла, но я из него предпочитаю не исходить. :)

Я есть в этом мире независимо от моей изначальной ценности - и я собираюсь использовать это время с максимальной пользой для себя, не особенно задумываясь над тем, нужна я такая или не нужна, и кому именно нужна или не нужна, соответственно. :)
Как вы считаете, насколько гибка сформировавшаяся в детстве самооценка, может ли она в идеале в корне измениться при попадании в другую группу, как, например, у животных, или мы не в силах стряхнуть ранний опыт до конца своих дней?
По этому поводу я встречала ровно противоположные мнения. :) Я думаю, что просто от попадания в другую группу может и не поменяться, но при последовательной работе над этим, почему бы и не стряхнуть ранний опыт? Да, возможно, если наступит критическая ситуация, случится регресс к прошлому состоянию, но возможно, и не случится. Да и критическая ситуация может и не наступить. :))
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com