Ада (arcobaleno_ru) wrote,
Ада
arcobaleno_ru

Categories:

Черный Иисус, узкоглазые русские, блондинки-китаянки и Богородица с афрокосичками: как мы видим мир

Искусство имело мало общего с реальностью - правда, задумалась я об этом только после поездки в Вифлеем.

Больше 10 лет назад, зимой, мой муж был в командировке в Израиле, и я прилетела к нему на выходные. Многого за выходные не увидишь, но по стране мы поездили, приключений хватило. Впрочем, это все отдельные истории, а к теме имеет отношение то, что за все время я ничего теплее майки с рубашкой на себя не надевала. Не было надобности, тепло там.

Вифлеем, наши дни. (Bethlehem now).



А через месяц, на восьмое марта, мы поехали в Брюссель смотреть моего любимого Брейгеля.
(The Census at Bethlehem, Pieter Bruegel)



И вот любуюсь я Брейгелем, "Переписью в Вифлееме". Привычный такой рождественский пейзаж, деревушка, замерзшие реки, глубокие сугробы, заснеженные крыши каменных домов, и говорю мужу, мы с тобой совсем недавно были именно здесь вот, в Вифлееме… И тут осекаюсь, потому что зимний Вифлеем не имеет ровно ничего общего с зимней фламандской деревней, которую Брейгель нарисовал. Сугробов там нет. И на коньках не катаются. И одеваются по-другому. И пейзаж совсем не тот. Осознание, что художники, рисовавшие Рождество Христово, не были в Вифлееме и рисовали его на основе привычного им, меня одновременно удивило и насмешило.

Или вот, например, Ханс Мемлинг, "Страсти Христовы", 15 век. Как бы Иерусалим. :)
(Hans Memling, Passions of Christ.)



А это - модель Иерусалима того времени, тщательно выполненная с учетом топографии и архитектуры того времени.
(Model of Jerusalem in 66 CE.)



Полностью модель Иерусалима в 66 году н. э.

Пару лет назад режиссер Михаил Алдашин aldashin про эту мою историю сказал, что художники долгое время вообще не заботились об исторической правде – что в костюмах, что в архитектуре, что во внешности.

И я тут задумалась – а ведь, да. Почему мне нужна достоверность в башмаках, природе и архитектурных деталях, если лица у персонажей картин все равно выдуманные? Если не достичь стопроцентной точности все равно, так зачем мне в искусстве 70%-ная? С другой стороны, тогда Иисус может быть нарисован и негром - легко! Что, собственно, и случалось:



А вот это Святое Семейство и поклонение волхвов, как это представляли китайские художники.
(Holy Family and Wise Men by Chinese artists.)



Мария с младенцем и Авраам, приносящий в жертву своего сына Исаака - Персия.
(Persian Virgin Mary and Abraham sacrifices Isaac.)



Святое Семейство у американских индейцев алгонкинов.
(Algonkine Holy Family.)



А это - сцена Рождества у зулусов. Обратите внимание на прическу и копье в руках Марии и на больших толстеньких ангелов на заднем плане. По-моему, ужасно трогательно.
(Zulu Nativity Scene.)



Слайдшоу различных библейских сцен из разных стран - Мадонна с младенцем из племени масаи и эскимосов, Святое Семейство от зулусов и т.д.

И ладно, библейские сцены. В конце концов, сколько веков прошло, бог их знает, как они выглядели. Но вспомнила я, что в моем любимом Музее искусства народов Востока висит изображение голландских купцов в Йокогаме. Внешность голландцев я неплохо знаю, училась там. И сомнительно мне, что в 18-19 веке они были узкоглазыми. Фотографии тех голландцев не нашла, но вот это - прусская пара глазами йокогамцев.
(Prussian couple in Yokohama.)



Американец с дочерью, другая голландская пара, безымянные иностранцы, а на маленькой картинке - мы, то есть, русские. Сразу узнали, правда? :D

(American merchant with his daughter, Dutch couple, Europeans by the sea and Russian merchant couple.)



Разумеется, японцы тут не единственные, подстраивающие реальность под собственное восприятие. Я подробно писала о стиле шинуазри, популярном в свое время в Европе. Европейцы слышали о китайских красавицах, но не представляли себе красивую женщину с узкими глазами. Поэтому выглядели китайские красавицы на европейских картинах так, как в "Китайском саду" Франсуа Буше.
(Chinese Garden by Francois Boucher).



А вот это совсем наше время - Г.Андерсен "Девочка со спичками" глазами японского иллюстратора Nakashima Kiyoshi. И во внешности, и в позе, и в одежде, и в обстановке - что-то в этой девочке очень японское. :)
(Hans Christian Andersen's The Little Match Girl seen by Japanese illustrator.)



И знаете что? При всей забавности, по-моему, на стыке культур получаются прекрасные и необычные произведения искусства. :)

Tags: Арт-дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →