Ада (arcobaleno_ru) wrote,
Ада
arcobaleno_ru

Category:

Как избавиться от неловкости, предлагая товар или услугу

Искусству прямых продаж можно поучиться отдельно – есть много книг и тренингов, которые помогут в этом. Я же хочу поговорить о страхе и неловкости, с которыми сталкиваются многие начинающие продавцы. Это может выражаться в следующем:

"Мне неловко навязывать людям свой товар или услугу, я не хочу быть похожей на продавцов Гербалайфа/пылесосов Кирби."
"Я боюсь, что мне откажут, и это ударит по моей самооценке."
"Мне неловко просить деньги за то, что я делаю, ведь это доставляет мне удовольствие."
"Мне неловко устанавливать такую цену, ведь себестоимость материалов невелика (это несложно сделать/я не профессионал/кто-то продает дешевле…)"


Эти мысли затрагивают общее отношение человека к деньгам, себе самому, ценности собственного труда. Оно идет из психологических установок, которые мы получили в детстве. Иногда эти установки могут быть серьезным препятствием, и с ними надо работать отдельно, но иногда достаточно просто подготовки и изменения взгляда на процесс продаж.

Тут помогает изучение потенциальных клиентов и их потребностей. Если у человека есть реальная потребность, проблема, для которой вы предлагаете решение, то вы не навязываете свой товар или услугу. Вы оказываете ему помощь. В таком случае вы не выступаете с позиции "просителя" ("Купите, пожалуйста, купите!!"). Вы - человек, решающий проблемы, то есть, человек ценный. Предлагать товар или услугу, ценную для потребителя, значительно проще и приятнее. И никто в таком случае не будет относиться к вам, как к навязчивым продавцам Кирби. Я думаю, все могут вспомнить, с каким трепетом мы относимся к хорошим парикмахерам, мастерам из автосервиса, репетиторам или зубным врачам, и готовы иногда ехать на другой конец города за их услугами. А ведь представителей этих специальностей хватает, не скажешь, что конкуренции в их области нет.

В этом подходе две составляющие:

вы должны знать своего клиента, и предлагать решить именно его проблему. Для этого клиенту необходимо задавать как можно больше вопросов. В этом случае вы можете предложить что-то действительно ценное именно для него – и у вас не останется ощущения, что вы ему что-то "навязали".

вы должны сами ценить то, что вы предлагаете. Мастерство очень важно, как и качество, хотя чрезмерное стремление к совершенству – лишнее. Исследование того, что предлагают ваши конкуренты, поможет вам определить место вашего товара или услуги на рынке относительно других. Ценность вещей не обязательно в их совершенстве. Гордиться можно не только предложением бриллианта в сто каратов, но и тем, что вы помогаете людям прекрасно выглядеть за небольшие деньги, скажем. Пластиковые стаканчики более ценны для пикника на траве, чем английский королевский фарфор.

• А вот если вы не можете гордиться тем, что вы делаете – зачем вы вообще этим занимаетесь?

Несмотря на это, все равно будут люди, которые вам откажут. Но тут главное – не чувствовать, что вас отвергли как личность. Вы же продаете не себя, а свой товар или услугу. Не ассоциируйте себя с ними, ваш товар или услуга – не вы. И нормально, что не всем ваше предложение подходит, не у всех есть на него деньги и не все смотрят на мир точно так же, как и вы. "Не закрывайте дверь". Человек, который ничего не купил у вас сегодня, возможно, купит через месяц, если у него изменятся обстоятельства. Поэтому будьте с ним любезны.

Мои первые продажи особенно хорошо пошли после начальных неудач. Это было на второй день выставки кукол. Я расстроилась, что продажи идут плохо, и сказала себе, ладно, я не продаю больше, а просто тренируюсь, смотрю, какие методы работают, а какие – нет. Поскольку передо мной не стояло уже цели "продать любой ценой", я с большим удовольствием и более раскрепощено общалась с людьми, и неожиданно они стали покупать.

Важно также помнить, что труд должен быть оплачен. Кроме того труда, который вы изначально делаете в качестве благотворительности. (Он тогда тоже "оплачен", но нематериальным – вашим ощущением собственной "хорошести".) Смотрите на деньги как на эквивалент энергии. Вы затрачиваете свою энергию и время вашей жизни, даже если процесс доставляет вам удовольствие. И также важно помнить, что люди, как правило, больше ценят то, что дорого им досталось. Разве вы хотите, чтобы ваши вещи, услуги (а в конечном счете, ваши усилия и время вашей жизни) не ценили? (Если вдруг вы заколебались, самое время начать работать над уважением к себе. :))

Что же касается цен (об этом я еще напишу) в маркетинге они редко определяются непосредственными затратами. Цена чего-либо зависит от той ценности, которую человек приписывает товару или услуге. Если вы дали себе труд собрать информацию о клиентах и предложить им то, что действительно решает их проблемы, то вы можете смело назначать свою цену. Вам будут только благодарны.

Также на эту тему:

  • "Запишите в свои молескины": виртуальная и реальная ценность товара
  • Продажи в стиле дзен: естественно и без усилий
  • Tags: О маркетинге просто
    Subscribe
    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 10 comments