Ада (arcobaleno_ru) wrote,
Ада
arcobaleno_ru

Categories:

Причуды русского зодчества и нестандартное мышление

Собор Василия БлаженногоПоразительная вещь есть в древнерусском зодчестве c его палатами и теремами. Веками обходилось оно без двух вещей, в западной архитектуре немыслимых – без симметрии окон и без внутренних лестниц. «Фрязины» (итальянцы), перенявшие греческие традиции золотого сечения и прочая, и прочая, завезли в Москву эти «новинки», когда приехали строить московский Кремль, то есть в конце 14 века. Естественно, что прижились они не сразу, и дома простого люда или консервативных бояр строились по старинке еще пару столетий.

А и, кстати, итальянцы-итальянцами, а не могли за всем уследить. Троицкая башня Кремля (та, через которую входят экскурсанты, рядом с Манежем) строилась по проекту Алоиза Фрязина Миланца. Однако если взглянуть на нее сбоку - ууу, сколько там разнообразных разномастных окошек на разной высоте.

У русских были и свои традиции, отличные от западной классики. Касательно окон это выражалось в том, что чем больше и разнообразнее (сейчас бы сказали, креативнее) украшено каждое отдельное окно, тем лучше. Мой любимый Собор Покрова, что на Рву, он же собор Василия Блаженного – яркий тому пример. (Французский архитектор Ле Корбюзье назвал его «бредом пьяного кондитера», но я лично всегда предпочту Василия Блаженного чему-то вот такому.)

Проблема отсутствия внутренних лестниц решалась за счет красивого внешнего выхода со второго этажа (никак иначе с одного этажа на другой попасть было нельзя). Помните, наверное, эти внешние лестницы с резными крышами по иллюстрациям к русским народным сказкам, они и вправду частенько сказочные. Как у того же Василия Блаженного (16 век).



А это – Храм Троицы Живоначальной в Никитниках, что сразу за зданием Администрации Президента на Старой Площади. Одна из самых красивых построек допетровского времени, узорчатый стиль, заменивший в России европейское барокко.



Для домов, конечно, строили лестницы и попроще. Вот эта, например, в палатах бояр Романовых на Варварке.



Снаружи то же здание – яркий образец полного отсутствия оконной симметрии:



А вот еще один пример - Английское подворье на Варварке, одно из самых старых зданий в Москве.



Когда я об этом рассказывала иностранцам, мне было как-то даже неловко объяснять, мол, знаете, вот такая особенность, не придумали. Отсутствие внутренних лестниц в русские-то морозы их особенно удивляло - не побегаешь в -30 с первого на второй этаж. Однако, этому быстро нашлось объяснение. Даже два. Во-первых, пожары, которые, как вы знаете, были настоящим бичом Москвы. Эвакуация по внешней лестнице спасла не одну жизнь. Во-вторых, двухэтажные дома - это богатые дома. Хозяева жили на втором этаже, а на первом располагались подсобные помещения, кухня и т.д. Так что выбегать из дома в мороз приходилось разве что слугам, а об их удобстве, строя дома, не думали.

Однако, за отсутствие оконной симметрии мне было неудобно достаточно долго. До прошлой весны, когда я показывала палаты бояр Романовых двум испанцам. Один - летчик - высокомерно посмеялся над недалекими русскими. Другой - инженер по образованию - пришел в восторг от идеи. Нам привычно, что внешняя красота (симметрия) берет верх над удобством. Построили вам традиционный дом, а внутри вы уже сами приспосабливаетесь, как бы вам мебель расположить. Но ведь путь от удобства хозяев ничуть не хуже. Вы думаете, как внутри будут располагаться комнаты-кухня-чулан, а уже для каждого помещения делаете окна нужного размера на нужной высоте. Или вообще не делаете.

И вот вы знаете, для меня это был совершенно неожиданный поворот. А ведь и правда, оно так, и вопрос недалекости тут не стоит - просто разный подход. Кстати, мой друг, у которого классическое музыкальное образование, рассказал, что западный гармонический ряд отличается и от индийского, и от арабского. Из-за этого индийский и арабский гармонические ряды считали ущербными. Пока не разобрались, что у них просто другая система построения звуков, значительно более сложная и плохо воспринимаемая западным ухом.

И я подумала, что это прекрасно можно применить к работе, творчеству, продажам, отношениям и жизни вообще. Просто надо чаще задавать себе вопросы.

Что-то считается нормой, "правильным". А каким образом прямо противоположный вариант может быть для вас удобнее? Или удобнее для ваших клиентов? Какие могут быть плюсы у не-нормы?



Также на эту тему:
  • Дом Морозова: про кутилу и его замок
  • 7 ресторанов, продающих впечатления
  • Продажи с историями: «Зримый образ и скрытый смысл»
  • Tags: Арт-дизайн, Ваш успех: работа с удовольствием, Жить легко и радостно
    Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

      When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
      You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
    • 24 comments