?

Log in

No account? Create an account
summer

Совмещение творчества и коммерции

Предыдущая часть - Какие еще «грабли» могут вас подстерегать при работе над товаром или услугой?

Обещанный анализ потенциальных клиентов будет в понедельник, а сейчас - вне очереди. Не так давно в сообществе арт_бизнес девушка возмутилась. Сказала, что исследования рынка убивают идею хэнд-мэйда как создания оригинальных, единственных и неповторимых вещей. Я не согласна с этим, однако решила на всякий случай уточнить у тех, кто точно делает оригинальные, единственные и неповторимые вещи – у Павла Николаева и его жены Ирины, тоже художника. Павел Николаев создал стиль "готический наив". Ему много подражают, что говорит о завоеванной популярности.

Если вдуматься, коммерческая сторона искусства очевидна. Художнику, как минимум, надо на что-то жить, что-то есть, платить за мастерскую, покупать инструменты и материалы. Екатерина Деготь, искусствовед, критик и куратор многих выставок: "Даже если художнику не нужны деньги, они все равно должны продавать, причем желательно за высокую цену, потому что это маркирует степень их престижа и их место в иерархии." Про самовыражение, кстати, в этой статье тоже хорошо написано.

Была я зимой на мастер-классе "Искусство продавать искусство", где интересно рассказывали о галерейном бизнесе. Среди слушателей были люди, занимающиеся фотографией, бисерной вышивкой, бисероплетением, художники и даже человек, который создавал уникальные панно из бабочек! Эти панно ему обходились дорого, а продажи шли плохо. К сожалению, искусству продавать преподаватель его научить не мог, поскольку сам на арт-рынке не работал. Когда я рассказала о проблемах панно с бабочками Павлу Николаеву, он тут же воскликнул "Потому что позиционирует как сувенирку!" И объяснил, что за сувенирную продукцию человек психологически не готов платить много, тогда как за произведение искусства можно просить гораздо больше, и клиент еще и гордиться будет покупкой. И даже рассказал, что когда-то они с женой по просьбе знакомой владелицы салонов сделали партию тарелок. Создание тарелок потребовало почти столько же усилий и времени, что и картины, но продавались они гораздо хуже, и, главное, дешевле.

Люди признают ваше изделие произведением искусства, если вы их убедите, что это произведение искусства, а вы - художник. Для этого надо позиционировать себя как художника, участвовать в выставках (и делать примерно то, о чем я уже писала), вступать в Союзы, общаться с художественной "тусовкой" и, желательно, продавать свои произведения через салоны и галереи. Аналогично - если вы хотите, чтобы вас воспринимали как дизайнера. Себя надо "продавать" (о чем я собираюсь написать отдельный пост), но при этом с "продажей" себя нельзя переборщить, иначе это вызовет отторжение. Самое лучшее, когда вас "продает", рекламирует кто-то другой. Если у вас нет жены-менеджера, как у Сальвадора Дали, с этим "другим", кстати, можно и договориться - вы его, а он вас. Когда вам искренне нравятся чьи-то работы, то вы не будете чувствовать себя при этом неловко.

Что же касается позиции "хорошая работа сама себя продает", по словам Павла Николаева, это чаще всего не так. Хороших работ немало. Но если о них никто не узнает или узнают те, у кого нет на них денег, то толку творческому человеку с этого никакого. Ван Гог, скажем, умер в нищете.

Незазорно учитывать вкусы и запросы публики. Микеланджело, Да Винчи, Гойя, Рембрандт работали по заказам. Высшее мастерство - совместить интерес публики с собственным видением мира и собственным удовольствием от процесса.

И еще цитата - от моего друга, работавшего зам.директора по пиару у двух наших олигархов: "Чтобы делать красивые вещи никакого маркетинга не нужно, конечно. И никакого мастерства маркетинг не добавит. А чтобы продавать вещи (красивые или некрасивые - пофигу) нужен маркетинг.

С другой стороны, бывает же так, что красивые вещи замечают и к ним появляется интерес. И мы не можем отрицать, что так бывает. Но этого можно ждать, если ты для души работаешь, а зарплату за другое получаешь. А если на это рассчитывать не имея остальных доходов, то велик шанс умереть раньше от голода.

С третьей стороны, насколько я понимаю то, что девушки хотя сказать, - это то, что маркетинг и ориентация на коммерцию могут погубить ту искренность и непосредственность, с которыми ассоциируется хэндмейд. И я согласен, что могут погубить. Во всяком случае повлиять, как коммерция влияет на любое искусство. Ну так это же свободный выбор человека - никто же его не заставляет заниматься маркетингом своего творчества. Можно валять "в стол" или для близких и знакомых. Или ждать, что люди заметят и начнут сами по себе покупать в коммерческих значимых количествах. Так бывает: у меня же зеро на рулетке выпадало три раза подряд, так почему нет :)"

Так что - решайте сами, нужен вам маркетинг или нет. :)

Comments

Ада, а вот такой вопрос после прочтения этой статьи возник. Делаю я предметы интерьеры, точнее декорирую, но это не важно. То есть это не совсем сувенирка, но все-таки искусством я бы не назвала. Получается, что для увеличения дохода надо перейти на картины? Или придумать, как позиционировать те же шкатулки и часы как искусство? Или делать их такими, чтобы они выглядели как вещь, которую захочется хранить годами?
Я всегда относилась к декупажу как к второсортному виду рукоделия и даже сейчас, несмотря на то, что мои работы неплохо продаются, мне стыдно говорить людям, что большинство картинок наклеены. Тем более, что рисовать-то я умею, просто сейчас вот именно этот вид декорирования меня увлек. Соответственно, просить много за свои работы я просто не могу, у меня язык не повернется назвать высокую цену за вещь, которую я сделала за пару часов (если чистое время брать). Как поступить? Перейти на более высокое искусство? Но тут возникает вопрос - а будут ли люди платить за часы, скажем, не 2000, а 10000 только потому, что картинка не наклеена, а нарисована мною? В общем, я уже полгода ломаю голову на эту тему, но пока ни к чему так и не пришла :(
Скорее, позиционировать себя как дизайнера, а не как рукодельницу, к тому же с предметами интерьера это и логично. :) Но тогда да, делать их такими, чтобы выглядели как вещь, которую захочется хранить годами. :)

Насчет декупажа же, художник сейчас - это не обязательно человек, который рисует сам, особенно с тем количеством инсталляций и вообще самого разного необычного современного искусства. Художник - это человек, который создает новые смыслы в искусстве, как-то так. Причем у Деготь я еще где-то встречала, что искусство не обязательно должно быть красиво, потому что "красиво" - это предмет дизайна. А заработки дизайнеров зачастую и больше, чем у художников. :)

А будут ли платить 10000, во многом зависит от того, как вы это сделаете и как вы это раскрутите. Какая за этим будет легенда, насколько она впишется в культуру и запросы - много факторов.
О, спасибо! Очень интересно! Приму к сведению.
Тогда, как я понимаю, надо уходить от массовости. То есть в моем варианте продолжать делать что-то для продажи на выставках, так как это дает пока нужные мне быстрые деньги, и при этом создавать какие-то вещи, которые будут действительно дизайнерскими.
Еще раз спасибо! Вы мне очень помогаете!!!!
Я очень рада. :) Я думаю, можно сочетать до определенного момента, ага. А вот с определенного надо уходить от массового вообще, иначе вы сами будете "губить" собственное наработанное имя. :) Или делать, но выставлять без имени. Но это тогда, когда дизайнерскими вещами будете зарабатывать достаточно. :)
интересная мысль насчет имени. учту :)
А вот насчет чистого времени - я бы не особо заморачивалась. Тут же надо учитывать еще и время, которое вы потратили на образование, на размышления, ваш талант, который позволяет вам делать такие предметы (кстати, мне ваши лейки, бидончики и миски очень нравятся). Не волнует же фотомоделей, что такие гонорары им платят за лица и фигуры, доставшиеся без труда от рождения? :)

А насчет часов я бы еще подумала, как делать такие, которые заиграют не просто сами по себе, а в сочетании с современной мебелью, превалирующим стилем.
ну вот насчет моделей не соглашусь. Они тратят уйму времени на поддержание и усовершенствование данного природой :))) Хотя я тоже согласна, что чистое время нельзя считать, надо как-то общий вид оценивать :)
Спасибо за добрые слова про мои работы, мне очень приятно :)
Я подумаю насчет Вашего совета касательно часов! :)
Это с возрастом. :) А молоденькие не особо тратят. :) Хотя и зарабатывают, конечно, меньше. :)
очень важный аспект, было бы круто, если б мне объяснили его еще в художественной академии, но нам на маркетинге рассказывали что-то странное и абстрактное=))) а потом был год депрессии и пришлось снимать розовые очки - ни талант, ни красные дипломы не нужны без маркетинга=)) спасибо за ваши статьи - они понятно написаны и помогают поставить точки над многими вопросами=)))
:)) Это со многими профессиями так. Мало того, даже не все маркетологи способны себя продвигать как маркетологов. И вроде знают все ходы-выходы, а к себе приложить - неловко, "что это я буду себя хвалить". :))
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com