?

Log in

No account? Create an account
joy

4 неожиданных факта о дизайне: на вкус, на цвет товарищи есть

Кажется, что наши эстетические вкусы уникальны и неповторимы. Однако, ключевое слово в этом предложении «кажется». Исследователи из Венского университета установили, что есть общие фундаментальные принципы и паттерны, которые позволяют предсказать, понравится ли объект или нет.

Мало того, человеческие вкусы очень гибкие, могут меняться и подвержены манипуляциям. Это, кстати, я знаю по себе. Я люблю яркие цвета, что в интерьере, что в одежде. Когда приехала учиться в Голландию, меня страшно разочаровало, что они ходят там в каких-то серых и песочных «дерюжках». Через полгода, однако, я и себе таких накупила, мало того, носила с большим удовольствием.

1. Люди предпочитают большие объекты маленьким, округлые формы заостренным и сложные паттерны простым.

В экспериментах большинство людей отдавало предпочтение диванам и часам округлых форм и картинкам со сложным детальным рисунком. Объяснима тут только нелюбовь к заостренным предметам – они активируют в мозге зону страха. Возможно, потому, что острые объекты – такие как колючки, ножи и копья – традиционно символизируют опасность.

Также большинство людей предпочитают симметричные объекты. Объяснения этому также нет, но в природе вообще очень много симметрии, возможно, это не только человеческое предпочтение.

2. Люди чаще отдают предпочтение знакомым объектам, формам и рисункам, однако знакомые объекты могут наскучить экспертам или даже просто людям в хорошем настроении.

Обратное, кстати, тоже верно – люди в плохом настроении склонны выбирать что-то традиционное, неяркое, неброское.

И вообще, узнаваемость объекта – самый достоверный элемент в предсказании, понравится ли объект. Чайники и кофейники узнаваемой формы нравились большему числу людей.

Из этого, кстати, вытекает и первое правило изменения вкуса. Достаточно, чтобы новый объект некоторое время мелькал перед глазами, чтобы он стал «узнаваемым» и больше нравился. При этом слишком усталость от одних форм влечет к другим – после множества сложных вещей видят красоту в простых и наоборот.

Единственная устойчивая к повторению черта – симметрия. Участники регулярно выбирали симметричный дизайн (мне, кстати, удивительно, я люблю асимметрию).

3. Отдельная оригинальная черта при общей узнаваемости особенно выигрышна.

В эксперименте участники ниже всего оценивали наиболее традиционные формы чайников и кофейников, чуть-чуть выше – чайники и кофейники настолько нетипичных форм, что было непонятно, что же перед ними. Самую же высокую оценку получил дизайн, сочетающий узнаваемую форму с одной оригинальной чертой.

4. Через некоторое время после покупки дизайн вещи уходит на второй план, а на первый выходят ощущения от использования.

К ним относятся тактильные ощущения, запах, звук – все невизуальное. Чтобы избежать разочарования покупателей, продавцам имеет смысл показать невизуальные свойства товара заранее. Очень плохо, если покупатель придет домой с покупкой и поймет, что от звука новой кофеварки ему хочется лезть на стену.

А вот если вы покупатель, подумайте, в каком настроении вы покупаете, что влияет на ваш выбор. И если это не ваше типичное настроение, возможно, покупку стоит отложить, чтобы не разочароваться потом.

Comments

Спасибо! Очень познавательно. (Пошла грустить - люблю асимметрию и угловатые формы, их чаще всего и делаю :) )
Ага, я сама люблю угловатые формы и асимметрию. :)) Так что ниша тоже есть, просто невелика.
По поводу размера как точно! Сделала летом платье, так все сразу стали спрашивать, как я ТАКУЮ СЛОЖНУЮ вещь сделала. А его валять гораздо проще, чем цветы на каркасе :))) и намного быстрее. На цветок дня три может уйти, а платье за 5 часов сделала.
:)) Ты меня утешаешь, у меня тоже на картины на подушках уходило по несколько дней, даже если маленькие детали. И даже особенно если маленькие. :))
Мне грустно - люблю угловатое, несимметричное и непривычное. Ниша есть, но мала.
Да, это так. Хорошо знать об этом заранее.
я люблю маленькие вещи
и спокойные медитативные картины без множества деталей
Студенткой подрабатывала летом в газетном киоске. Были в продаже капилярные (тогда - новинка) ручки очень ярких и чистых цветов корпуса. Развлекалась тем, наблюдая, какие цвета выбирают покупатели из коробки. Первыми всегда шли фиолетовые. Последними оставались желтые.
Забавно. :)
У меня сразу же возникли параллели с нашей жизнью и образом действия. Люди редко выходят из зоны комфорта в сторону, новую для них вообще. А вот если все знакомое и только одна-две детали обещают новизну, люди с удовольствием делают шаг в эту сторону.
Это логично и нормально. Представь, насколько опасно для выживания было бы другое поведение.

Edited at 2011-10-05 08:54 am (UTC)
Спасибо, извлекла кое-что полезное для себя)
тоже выступаю за асимметрию и угловатость (особенно в часах. они просто обязаны быть квадратными)
а еще обожаю мелкие шрифты, надписи, буковки и прочую писанину, поэтому, например, сайты с мелким текстом у меня в фаворе.
спасибо за пост=)
Я ожидала, что будет много комментариев от тех, кому эти принципы не близки. Во-первых, потому что блог рассчитан на творческую и около-дизайнерскую аудиторию, гда усталость от обычных стандартных форм выше. Во-вторых, потому что согласие реже вызывает желание написать, чем возражение. :)
Абсолютно все пункты применимы к выбору нового стиля прически. Поняла, что регулярно применяю, использую 3 и 4 пункты.
Спасибо за точность формулировок.

Особо хочу отметить последний абзац.
Очень часто встречающийся совет "Если у Вас плохое настроение, зайдите в первую попавшуюся парикмахерскую и смените прическу" не работает. Настроение в результате проведенной манипуляции не улучшится. Практически ни у кого и никогда. То есть, если в последнем предложении слово "покупку" изменить на "смену имиджа", то это будет тоже правильно.
Да, согласна. Новую укладку, массаж или спа еще можно советовать, но не радикальную смену имиджа.
Спасибо, интересно, но я также в толпе любителей асимметрии, неявной пусть, не бросающейся в глаза, а той, которую нужно найти и рассмотреть.
Где-то слышала, что абсолютно симметричными половинки лица человека становятся в момент смерти, то есть перехода. А пока не совсем симметрично, есть нам куда расти и развиваться (может, я так себя утешаю и оправдываю)))
Судя по моим самым ходовым изделиям -- закладкам, то больше всего покупают с +- симметричным орнаментом или растяжкой цветов; зеленого, оранжевого и фиолетового цветов.
Да, я тоже это слышала, но не знаю ни одного подтверждения. Нет никакого обоснования, каким образом это может быть и почему. Так что - городская легенда.
Почему же нет объяснения любви к симметрии?
Ноги растут все из того же животного прошлого...
90% природных объектов (листья растений, плоды, животный мир) симметричны...
Вероятно мозг сопоставляет объект со всем съедобным и позитивным, что знал до этого, анализирует, и делает свои выводы...
Потому что при 90% симметричных природных объектов, нелогично, что мозг будет ассоциировать симметрию со всем съедобным и позитивным, а не с несъедобным, хищниками и прочим угрожающим жизни.
Спасибо, очень интересные факты.
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com