?

Log in

No account? Create an account
arcobaleno_ru

Южная Корея: жизнь при монастыре - 3. Еда и церемонии

Начало. Южная Корея: жизнь при монастыре - 1. Как война спасла буддизм, будни монахов и сложная жизнь монахинь, а также коан Му.

ron_kimchi
Кимчи - ферментированные и приправленные красным перцем овощи - готовят вот в таких чанах. В сеульском Музее кимчи 187 разных видов этого блюда - от капусты до водорослей.

Еды в Корее я опасалась. Знала, что там все острое, и едят это острое палочками. После Индии я к острому отношусь с большой осторожностью, а палочками и вовсе никогда не ем – принципиально. Поэтому с собой везла складные ложку и вилку, чью полную неопасность для полета пришлось отстаивать и в Домодедово, и в Абу-Даби. Однако, первый обед в Корее прошел нормально. В аэропорту мы в ожидании Мастера Ю зашли в ресторанчик. Томатно-малиновый сок оказался необычным и вкусным, а к салату с помидорами и моццареллой мне принесли вилку и нож.

Совсем другое дело в монастыре Магокса, где еда очень местная и очень вегетарианская. Все-таки для буддийских монахов. В столовой - длинная стойка, куда каждый подходит с подносами, в которых сделаны углубления для еды. Никаких тарелок не предусмотрено. Палочки – металлические. В чанах для риса можно сварить двух меня. Мастер Ю велел в столовую ходить группами, и по одному не садиться – тоже группами. С перепугу я совершенно забыла, что привезла вилку, и уже на третий день бодро поддевала палочками помидорчики-черри. О вилке с ложкой снова вспомнила только в аэропорту Сеула на досмотре.

Часть нашей группы в монастырской столовой.


В монастыре нас полюбили, особенно в столовой. Еще бы - круглоглазые перепуганные иностранцы. Неумело, но старательно кланяются, заходя во все помещения и выходя из них, неуверенно едят палочками и вежливо тянут «Камса-хамнида-а-а-а» (спасибо). Монастырская еда - рис, водоросли, супы, соя, кимчи. А для нас стали приносить сладкое – рисовые кексы, колобки из сладкого картофеля, жареный корень лотоса и арбузы! Иногда дожидались, пока мы сядем обедать, и ставили сладкое только на наши столы, другим не давали.

Лисса с едой и веселым поваром.
lisa_cook

Еще при столовой жила симпатичная олениха. Она гуляла на привязи, как коза, а в дождь пряталась под козырьком столовой рядом с чанами для кимчи. Веселый главный повар иногда ее выгуливал в горах.

Лисса и Даниэле с оленихой.
deer

Как-то утром Мастер Ю сказал, что мы себя хорошо вели, и монастырь со столовой для нас за это организуют церемониальную монастырскую трапезу. Традиционную - balwoogongyang. Я, честно говоря, немного напряглась. Однажды, традиционную трапезу организовали мне в Тунисе. Это был полузапеченая половинка черепа новорожденного ягненка. Мужчины макали хлеб в мозги и кормили меня из рук. Знак большого уважения типа. А я не ем даже язык и печенку! К тому же, меня преследовала мысль, что никто из мужчин перед едой не мыл руки, которыми они меня кормили. А было все чуть ли не в пустыне, далеко не в стерильных условиях… В общем, одно из ужасных воспоминаний в жизни. Поэтому я с опаской наблюдала, как раздвинули перегородки в корпусе для медитаций, и монахиня-бхиккуни – дзен-мастер церемоний - что-то там расставляла и разносила.

Выглядело это примерно вот так.


Затем нам велели заходить по одному (разумеется, поклонившись перед входом в зал), брать с полок посуду, красиво обвязанную бантом, и рассаживаться в два ряда друг напротив друга. Из столовой принесли огромные кастрюли и чайники, перегородки закрыли, и церемония началась. После молитвы, которую мы послушно повторяли за бхиккуни, она три раза звучно стукнула бамбуковой палкой по полу – знак начала еды. Вообще, трапезы должны проходить в полной тишине, но у нас не получилось – Мастер Ю переводил слова бхиккуни на английский.

У каждого монаха свой личный набор посуды - четыре керамические миски, вкладывающиеся одна в другую, ложки и палочки, завернутые в салфетку с «карманами», еще одна салфетка-полотенце и одна – «скатерть». Все это складывается в определенном порядке и аккуратно обворачивается длинной лентой. Процесс «сервировки» стола непростой. Мы повторяли движения за бхиккуни – развязать бант, белую салфетку в сторону, в правую руку то, левой делаем это, двумя пальцами бесшумно вынимаем миски одну из другой… Если научиться – действительно эффективно, никаких лишних движений, все вовремя оказывается у тебя под рукой, в нужном порядке. Мне почему-то напомнило разборку и сборку автомата.

Когда развязываешь бант, концы ленты надо складывать треугольником. Чтобы не потревожить личное пространство соседей. Синее в полоску - это мои штаны.


В итоге перед нами стояли на салфетке-«скатерти» четыре миски в строго определенном порядке, а палочки и ложка лежали в самой маленькой – вспомогательной миске. Затем бхиккуни вызывала по двое человек из сидящих – «на раздачу». Первые разнесли чайники с горячей водой, которой надо было по очереди сполоснуть все миски, вылив остатки в четвертую, вспомогательную, с ложкой и палочками. Затем – рис. Рис накладывает раздающий, пока ты смиренно сидишь со сложенными у груди руками. Разговаривать нельзя, все в полной тишине – сколько положит, столько и положит.

Рон ждет, пока Настя положит рис бхиккуни, чтобы вместе разносить рис по рядам.


А дальше интересное. После того, как раздающий разнес рис, он несет кастрюлю с рисом мимо тебя снова. Ты выкладываешь часть риса обратно или берешь добавку – сколько тебе надо. При общей крайне эффективной и экономящей время церемонии, это для меня осталось загадкой – почему нельзя сразу? Дальше проще, все остальное – суп и закуски накладываешь себе сама, пока разносящий стоит со сложенными руками.

Лисса и Даниэле с супом.


С закусками получилось забавно. Бхиккуни строго сказала обязательно взять кусок маринованной желтой редьки, но ни в коем случае его не есть. Несколько раз повторила. Поднос с закусками – лотосом с семечками, редькой, кимчи, черри и проростками - переходил от одного человека к другому. Я увидела, как Рон, муж Лиссы, взял кусок желтой редьки и… вместо того, чтобы положить в свою миску, положил в соседнюю на подносе. То ли он так глубоко погрузился в церемониальный процесс, то ли просто запутался. Никто этого не заметил, а я никак не могла ему сказать – надо было соблюдать тишину, а между нами было два человека.

При этом меня страшно развеселила мысль, как Рон будет потом искать у себя желтую редьку. Я прыскала со смеху, представляя себе его удивление. Этим я мешала Даниэле, которому как раз пододвинули закуски. Даниэле тоже в палочках был не очень опытен и не хотел на церемонии уронить на пол помидорчик-черри. А я никак не могла объяснить, что я не над ним смеюсь – тишину же соблюдать надо было. Впрочем, Даниэле привык, что я то и дело хихикаю.

Даниэле и закуски. Если присмотреться, можно под щипцами в нижней левой миске на подносе увидеть тот кусок редьки, который Рон misplaced.


Есть можно было уже без церемоний – главное, продолжать молчать и никак не стучать палочками, ложками и мисками. Особенно вкусным был лотос, но желтая редька меня интриговала. Я смотрела на нее прямо уже с почтением, не зная, что же с ней будем делать.

Когда есть закончили, бхиккуни снова стукнула три раза палкой и позвала к себе новых двух человек. В этот раз воду разлили в рисовые пиалы, и пришла очередь желтой редьки. Кусочек надо было взять палочками, и круглой его стороной помыть рисовую миску. Рисовая вода выливалась в суповую миску, редька опять исполняла роль щетки. Из суповой миски воду выливали в миску, где раньше были закуски, редькой промывали ее… А потом по традиции это надо было выпить!!! А редькой заесть. Я побрезговала. Но куда хуже было Идэну, у которого в итоге получился бульон, потому как он не доел почти половину своего супа.

Balwoogongyang!

Заставлять пить это нас, к счастью, не стали. Зато пришел черед той воды, которой мы сполоснули миски перед едой, и которая осталась во вспомогательной пиале. Ею надо было еще раз сполоснуть миски, протереть салфеткой-полотенцем, а воду вылить в специальные кастрюли, которые разносила новая пара участников (это была моя очередь прислуживать). При такой системе действительно получается немного отходов, и вода расходуется очень экономно. Потом миски складываются одна в другую, закрываются крышкой, завязываются бантом – и все аккуратно, чисто, быстро.

Мастер Ю нам перевел, что вода от мытья выливается в специальную яму. Считается, что там живет злой и нехороший демон с очень длинным и очень тоненьким горлом. Поэтому важно не оставлять никаких крупных кусочков еды в воде (мы, увы, оставили. Особенно Идэн с его недоеденным супом). Я поняла, что важно не оставлять кусочков еды, чтобы не кормить злого и нехорошего демона. А моя соседка по комнате Настя потом сказала, что нет – надо не оставлять, чтобы он не подавился с тонким-то горлом. Мне это показалось странным, чего это еще демонов кормить. Спросила Мастера Ю, оказалось – да, чтобы не подавился. Сострадание ко всем живущим существам, даже к демонам. (Надеюсь, Идэну было стыдно).

Сфотографироваться с бхиккуни удалось только мне и Рону – потом она засмущалась и сбежала от нас. «She is very shy», – объяснил Мастер Ю.

Бхиккуни, Мастер Ю и я.
me_monk_Yu_600

Когда нам разрешили разговаривать, я спросила Рона о желтой редьке. Оказывается, да, он не заметил, что положил ее не туда. Когда бхиккуни сказала взять редьку, решил, что случайно съел, и волновался, не будут ли за это ругать. :) Школьные травмы, однако, у всех остаются.

А это, соответственно, грибной ряд в супермаркете Lotte Plaza в Сеуле и морепродукты на рынке в Бусане. Мне большинство из этого казалось малосъедобным и пугало.

mashrooms

busan_seafood

Comments

Спасибо за посты. Очень интересно!
У меня до сих пор от поездки масса впечатлений :)
спасибо, очень интересно было читать. Совсем другой мир.
Ага, совершенно :)
Это удивительно! С большим удовольствием читаю Ваш журнал. Бесценный, интересный опыт, глубокие познания и великолепный стиль. Спасибо, продолжайте, пожалуйста, в том же духе :)
:)) И вам спасибо за отзыв, очень вдохновляют такие комментарии.
Спасибо! Очень интересно!
Хотелось бы еще интересных подробностей про поездку и монастырь.

В начале девяностых в Москве было много корейцев- библейских миссионеров. Меня тогда очень удивляло, как они, имея свою многовековую культуру и религию, остановились на христианстве, причем, довольно поверхностном.
Да, у них очень сильно христианство, меня это тоже удивило.
Это вы так выглядите- без косметики???!!!:) поделитесь секретом, пожалуйста!!! как ухаживаете за кожей?
:) Да без фанатизма ухаживаю. Кремы чаще всего Academie или HolyLand, иногда пробую другие. Маски время от времени, тех же фирм. А так - здоровое питание, физическая нагрузка, прогулки на воздухе, полноценный сон. Никаких, в общем-то, секретов. :)) Дыхательные практики вроде СанДао очень способствуют, кстати. Мастер Ю меня старше на 8 лет, а когда мы познакомились, я к нему на первом семинаре относилась, как к младшему брату. Была уверена, что ему 30 еще нет. :)
Вы красотка:) Спасибо за эти посты, очень интересно!
Спасибо большое :)
Как интересно! Спасибо большое за посты!
Самой было там ужасно интересно. :))
Ракушки! Они вкусные! :))

Про Тунис - ууу, какой ужжжасссс!

Ооочень интересный рассказ, спасибо большущее!
А еще будет - или это все?
Очень интересно было бы побольше узнать про те практики, к-рыми Вы там занимались :)
Это все - устала я дальше писать :)) о практиках сложно писать - они же внутренние больше. Медитации, дыхательныые разные практики, массажи энергетические в парах, упражнения статические и динамические, чем-то на тайцзицюань или цигун похожи, но, все-таки, другие. Немного лекций тоже, но очень мало, в основном движения и медитации. И в процессе этих практик приходит осознание каких-то собственных блоков, проблем, заблуждений. И открытия разные. Которыми потом делишься на шерингах вечером.

Меня Мастер Ю вначале вообще именно этим поражал - отсутствием слов. И не меня одну. Мы привыкли воспринимать через голову, а тут осознание идет через тело. Лет пять назад, когда я сама впервые попала к нему, он давал очень жесткие упражнения, допустим, стоять у стены, опираясь на стену спиной и ягодицами, при этом присев, как будто на стуле, и оторвав пятки от пола (встать на носочки). И так стоять 40 минут, а то и час. Уже через 5 минут кажется, что больше не выстоишь, слезы из глаз, взрослые сильные мужчины стонут, а Мастер ходит с бамбуковой палкой, и кричит "Не сдавайтесь, вы можете! Еще пять минут!" И обманывает, потому что через пять минут опять кричит, что еще пять минут. :)) Мог и палкой стукнуть, если что.

Но, главное, когда ты через это проходишь, получаешь фантастический опыт победителя. Всем телом, каждой клеточкой знаешь, что ты можешь больше, чем ты думаешь, ты способна на невероятные вещи. И это не осознавание, а именно телесный опыт, телесное переживание. Оно много мусора из головы убирает относительно собственных границ и возможностей. :)

...Но в одиночку у меня не получается повторить, Мастер Ю правильное поле создает, в котором это можно сделать. Ну и когда с тобой еще человек 30-40 так же по стенкам мучаются, то вроде как не так скучно. :)))
Ого, ничего себе! Спасибо, что поделились!
Даа, я знаю это упражнение, действительно очень жесткое, особенно если вот так с места в карьер!
Гм, еще пища для размышлений :)
Ага, а у него таких штук десять в запасе было, на разные группы мышц - чтобы люди не совсем уж у него падали на занятиях. :)) И так приходишь в пятницу вечером, и на все выходные погружаешься в мир преодоления. :)) Правда, Мастер Ю, как все мастера, сам развивается, и у него другой сейчас этап, он больше никого так не мучает. В Корее сидели в позе лотоса подняв руки, согнутые в локтях (как будто жест "сдаюсь") всего-то минут 15-20. Даже хотелось уже больше. :))

Но разным людям нужен разный опыт, в разное время, видимо. Тогда для меня телесный опыт победы был важен.
Очень понравилось выражение "мир преодоления" :))
Интересно очень все, что рассказываете!
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com