?

Log in

No account? Create an account
33bd

«Я так вижу!»: может ли художник быть свободным и независимым?

«Я так вижу!»: может ли художник быть независимым?

Творческие люди иногда с опаской, иногда с высокомерием воспринимают маркетинг и продажи. Чураются «ремесленничества», с которым у них ассоциируется работа на заказ или подстраивание под вкусы публики. Идеальная ситуация, о которой некоторые писали в проект «Взлет к мечте» - я творю, что хочу, а люди мое творчество покупают. Клиенты иногда действительно работы иных художников готовы скупать пачками. Но частенько хотят, чтобы наоборот – творили точно по их заказам. Художники возмущаются – их это низводит до роли… ну чуть ли не обслуживающего персонала. А как было в истории?

У профессора ВШЭ Виталия Куренного есть лекция на Постнауке об ангажированности художников. Только там о политической ангажированности, а об экономике в короткий ролик не вошло. Я попросила Виталия Анатольевича дополнить рассказ о взаимоотношениях художников с разными сферами жизни.

***

«Искусство никогда не было независимым. Такого явления как искусство в истории попросту никогда не существовало. Существовали практики, связанные с декоративно-прикладными вещами, включая важнейшую из них – ювелирные изделия, и это вопрос исключительно ремесла. И вторая составляющая – религиозная. Искусство было составной частью создания имиджа религиозных культов, их возвышенности, инакомерности и прочая, и прочая».

Перемены пришли с модерном – нашей современной цивилизацией.

***

«Появление модерна описывается как распад прежних единств и обособление отдельных фрагментов в качестве самостоятельных областей».

Если говорить о Европе, в традиционном обществе политика и религия были нераздельны. Традиционное общество обладает внутренним единством. После его распада от церкви отделяется государство, наука и университеты, экономика. Это приводит и к появлению такой сферы, как искусство.

***

«Это шанс для искусства, у искусства появляется возможность быть самостоятельным. Как эта самостоятельность реализуется? Огромный спектр программ, включая искусство для искусства и эстетику Канта.

Эту позицию трудно выдерживать. Постоянно идут попытки вернуться к более синтетическому единству или выстроить иерархию, когда одна сфера доминирует, а другая подчиняется. Искусство переживает такой процесс, когда оно утрачивает или ликвидирует свою самостоятельность. Излюбленной областью, к которой стремится прислониться искусство, является, конечно, политика».

Советский период – самый значительный исторический пример этого, включая авангард, соцреализм и так далее.

***

«Но существуют и другие способы, посредством которого искусство утрачивает свою самостоятельность. Связь искусства и религии тоже никуда не делась. В нашем с вами контексте это лучше всего заметно. Здесь это отделение иногда происходило насильственно. Например, Мстёра до революции была крупнейшим иконописным центром. После революции полностью переформатируется, появляется мстёрская миниатюра путем заимствования технологий Федоскино. Что мы наблюдаем сейчас – люди снова занялись иконописью. Рынок производства эстетического в стране, огромная часть этого эстетического связаны с религиозной жизнью».

***

Разумеется, искусство может «прислониться» и к экономике, которая тоже выделилась в эпоху модерна (не путать со стилем ар-нуво, модерн в культурологии условно синоним современной цивилизации, и условный же отсчет – Великая Французская революция).

«Искусство естественно стремится выйти в сферу чистой коммерциализации, превратиться в чисто рыночный продукт. И у него это в значительной степени получается».

***

«Растворение в экономике происходит в первую очередь в сфере дизайна. Дизайн – эстетическая характеристика любой формы товарного продукта, который функционирует на рынке. Мы говорим о дизайне программного обеспечения, дизайне интерфейса, то есть дизайн даже не обязательно материальный. Это и есть естественная форма утраты эстетической самостоятельности и полного растворения в экономике. Именно поэтому у дизайна большие проблемы с тем, чтобы определить свою самостоятельную сферу, философию дизайна».

А какая ваша позиция? Насколько художник должен прислушиваться к мнению клиентов и заказчиков?

А вот, собственно, та самая лекция на Постнауке об отделении от церкви и разных типах искусства, связанного с политикой.



Все лекции Виталия Куренного на Постнауке.

Comments

Есть неплохая нишевая область "прислонения" искусства к экономике. Это искусствоведы, и аукционы. Когда отдельные произведения искусства объявляются таковыми "знающими людьми" и превращаются в финансовый актив. Фактически, с этого момента художник творит что хочет, ибо его имя уже имеет цену и это не обязательно его заслуга. При этом важно не столько что он творит, а за сколько продавались предыдущие его работы и какова его прогнозируемая продуктивность, внимание к нему прессы, ну и т.п.
Да, на эту тему отличная книга о продаже чучела акулы http://arcobaleno-ru.livejournal.com/137844.html
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com