?

Log in

No account? Create an account
pilot

Чай или кофе: о манипуляции данными

Чай или кофе: о манипуляции данными

Давно хотела привести эту статью из The Economist как пример манипуляции данными.

Коротенькая, собственно, статейка о борьбе зерна (кофейного) и листа (чайного). К ней прилагается интерактивная карта, на которой можно посмотреть, в каких странах сколько человек предпочитают чай и кофе. Соответственно, теплый коричневый цвет – в странах, где живут любители чая, холодный – кофеманы.

И все бы ничего, если бы не последнее предложение статьи. «The sun may never set on tea—but overall, more countries prefer coffee» - популярность чая может никогда не увидеть заката, но больше стран предпочитают кофе.

И вот тут у меня глаза были как у сильно удивленных персонажей мультфильмов. Я страны не пересчитывала, вполне возможно, что это и так. Но, простите, в чаеманах у нас Китай, Индия, Индонезия – страны первой пятерки по населению.

Если сложить количество жителей только в первых 10 странах, предпочитающих чай, их уже значительно больше половины населения Земли. А это – только первые 10 стран. Так что формально возможно автор и не врал. В Бельгии, вон, предпочитают кофе, Португалии, Дании. Наверняка, также и в карликовых Лихтенштейне, Андорре, Мальте и Сан-Марино. Но смысл говорить об этом, если больше половины мира таки пьют чай?

А есть и более неприятные манипуляции данными. Осенью вышла публикация, доказывающая, что сахарная индустрия заказала и оплатила Гарварду исследования, которые поднимают репутацию сахара и принижают его негативную роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые написали, что главный враг - жиры, а сахар вовcе и не при чем.

Ученые эти, правда, уже умерли, но и Кока-Кола, и производители конфет продолжают пытаться влиять на науку. Как вам, например, такие результаты исследования - дети, которые едят больше конфет, меньше весят? Не кидайтесь за ирисками, это исследование профинансировано производителями Hershеy, Skittles и американским подразделением Nestle.

В общем, я уверена, что и в науке, и в бизнесе, и в журналистике есть честные и принципиальные люди. К сожалению, нет возможности определить, кто из них честен, а кто не очень. Поэтому я с настороженностью отношусь к любым исследованиям, которые могут быть на руку какой-то индустрии.

Comments

Я по образованию социолог и еще в институте поразилась, как легко манипулировать цифрами в отчетах. Сбить собеседника не владеющего всеми данными исследования и не знающего всей подоплеки "как два пальца об асфальт"))

Абсолютно! :)
Сейас большие корпорации открывают свои целые исследовательские институты, цель которых - доказать то, что на руку корпорациям.
Табак не вреден, а полезен!
СО2 не вреден для атмосферы!
ну вот и от сахара, оказывается, худеют ))
Дети - точно худеют. На американских детей как посмотришь, сразу видишь :)
да, и зубы крепнут )))
Я вообще не понимаю, зачем такие статьи? Если я увижу, что весь мир пьет чай, то брошу пить кофе? Или наоборот?
Я по утрам пью хорошую итальянскую микстуру, а по вечерам приятно выпить чайку)))
Фраза "английские ученые доказали" вызывает только недоумение(((
Эти данные интересны только в узком прикладном плане: если вы любите чай, но едете на отдых или в командировку в кофейную страну, позаботьтесь о своем чае сами, иначе будете страдать от его отсутствия
"Экономист" рассчитан на людей, интересующихся глобальной экономикой и рынками. В широком прикладном смысле по этой статье - инвестировать ли вам в чайную компанию в Швейцарии или в кофейную в Китае; если у вас сеть кофеен, задумываться ли о стратегическом развитии в Сенегале или Австралии. И как раз в этом смысле выводы из данных должны быть максимально близки к реальности - потери же могут быть существенными.
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com