?

Log in

No account? Create an account
braids

Как дизайн и архитектура влияют на наше поведение и самочувствие

Как дизайн и архитектура влияют на наше поведение и самочувствие

Впечатления от магазина напрямую влияют на его прибыль. То же верно и для офисов, в которые приходят клиенты, и уж тем более для кафе-ресторанов. Все мы можем вспомнить места, откуда не хочется уходить.

Мы не всегда осознаем, насколько подвержены влиянию обстановки. В исследованиях покупатели были готовы заплатить за обувь на 30% дороже, если им нравился запах в магазине. Высота потолков влияет на то, насколько свободно и абстрактно мы мыслим. А помните исследование, в котором в винном магазине попеременно играли то французскую, то немецкую музыку и это влияло на выбор вина покупателями?

Я писала об Аристиде Бусико, который в 1872 году открыл первый универсальный магазин в Париже. Он разработал принципы организации пространства, которые применяют и сейчас для привлечения клиентов.

Но больше всего в манипулировании клиентами преуспели казино. Статья в Business Insider приводит 9 принципов, как атмосфера в казино воздействует на клиента. Так, отсутствие часов, окон и постоянно ровный свет искажает представление о времени. Постоянный «ликующий» шум создает ощущение близкой возможности выигрыша. И, как мы на этой неделе обсуждали – запах лимона в отдельных зонах увеличивает склонность к риску.

«Среда обитания» рассказывает как раз о том, как разные пространства влияют на наши чувства и мысли. В каких местах мы счастливы и почему, каких зданий (и районов) лучше избегать. Книга очень интересная, медленная, единственный ее недостаток – отсутствие фото тех мест, о которых рассказывается. Поскольку я любопытная, то приходилось гуглить. :)

***

"Научные исследования подтверждают: созерцание чего-то величественного — будь то захватывающие дух красоты природы, такие как усыпанное звездами черное небо или бездна Большого каньона, либо такие творения рук человеческих, как своды собора, — может существенным образом влиять на наше самовосприятие, отношение к другим людям и даже на то, как мы ощущаем ход времени.

Наши повседневные впечатления от архитектуры, как правило, не столь возвышенны. Входя в здание суда, пусть лишь затем, чтобы уплатить штраф за парковку в ненадлежащем месте, мы видим высокие потолки, богатую отделку, массивные колонны или пилястры — и все это вкупе создает у нас ощущение собственной незначительности перед авторитетом власти. Опять же, психологические исследования показывают, что вид таких пространств определяет не только наши ощущения, но и настрой и поведение, делая нас покорными, готовыми подчиниться более могущественной силе.

***

Зайдя в супермаркет или торговый центр за чем-то конкретным — допустим, блендером, — мы вскоре обнаруживаем себя в том особом, почти гипнотическом состоянии, для которого характерны пониженная сопротивляемость, ослабленный самоконтроль и повышенная склонность тратить деньги на что-то ненужное. Это состояние — не случайность, а результат тщательной работы оформителей торговых помещений. Поскольку у нас есть наличный доход, который можно тратить на то, что нам нравится, но не особо нужно, специалисты, отвечающие за эффективное размещение товаров на витринах и полках, участвуют в своего рода гонке вооружений, цель которой — завладеть как можно большей частью наших финансовых излишков.

***

…ключевая мотивация при выборе места обитания у животных – «видеть, но не быть на виду». Если смотреть на это с точки зрения охотника или жертвы, то преимущества среды, которая дает возможность знать, что происходит вокруг, и самому оставаться незамеченным, очевидны. Отстаивая идею эволюционной преемственности между людьми и другими животными, Эпплтон предположил, что этот же базовый принцип – «принцип обзора и укрытия» в его формулировке – может отчасти объяснить наши эстетические предпочтения при выборе того или иного ландшафта.

***

…убедиться в истинности утверждений Эпплтона достаточно и без сложных лабораторных опытов – достаточно окинуть беглым взглядом любое общественное пространство. На великолепных старых площадях Европы гуляющие в основном собираются по краям, а не в центре. В барах и ресторанах столики по периметру помещения тоже заполняются гораздо быстрее, чем места в середине. …Такой универсальный выбор оправдан на психологическом уровне – все знают, что в подобных местах мы чувствуем себя комфортнее, но на уровне функциональном наше стремление найти место, где мы можем охотиться, не превращаясь сами в чью-то добычу, не вписывается в повседневную жизнь с ее непредвиденными обстоятельствами.

***

…по данным нескольких контролируемых полевых исследований, уровень агрессии и преступности в более зеленых кварталах в целом ниже. Люди, живущие среди зелени, чаще общаются друг с другом, лучше знают своих соседей и демонстрируют такую степень социальной сплоченности, которая не только предохраняет их от определенных видов психологических патологий, но и помогает предотвратить мелкие преступления.

***

Человек от природы питает слабость к плавным изгибам. Изображения, содержащие мягкие волнистые линии, нас привлекают, а те, где много острых углов, отталкивают (а возможно даже, слегка пугают). Подобного рода пристрастия, «записанные» в нашей ДНК еще до получения нами самых ранних впечатлений, распространяются и на то, как мы воспринимаем собственные перемещения в пространстве. Мы склонны входить в здание или комнату плавным, извилистым маршрутом, а не по прямой линии, особенно если прямой путь требует от нас разворота и резкой смены направления. Происхождение этих предпочтений пока до конца не ясно; примечательно, однако, что мы, люди, — похоже, не единственные из живых существ, на чьи эмоции влияет геометрия дороги.

***

Сам по себе шопинг — древний вид деятельности; он существует, пока у нас есть потребность в материальных вещах вкупе с возможностью обменять на них то, что мы уже имеем. В древних цивилизациях рынки были важнейшими центрами активности и взаимодействия, причем вовсе не обязательно связанных с приобретением товаров. И сегодня во многих частях света рынок считается важнейшим публичным пространством города или поселения — в прямом смысле его социальным капиталом. Именно по этой причине активисты урбанисты в современных западных городах, стремящиеся вернуть значимость общественных пространств города, часто фокусируют внимание на важности городских рынков.


***

Учитывая, что весь смысл шопинга, с точки зрения продавца, в том, чтобы выкачать как можно больше денег из кармана покупателя, заветной целью маркетологов является импульсная покупка. Независимо от устройства молла или магазина, если мои туфли износились, то я буду искать способ купить новую пару. Но значительная часть денег, которые тратятся в моллах (по разным подсчетам, примерно от 40 до 70% всех покупок), выкладывается за товары, которые посетители не намеревались приобретать, когда входили в здание. Дизайн торгового помещения оказывает на них мощное воздействие, и происходит это за счет манипуляции эмоциональным состоянием покупателя.

Ученые-психологи полагают, что люди с гораздо большей вероятностью сделают импульсную покупку, если будут находиться в позитивном расположении духа".

А какие места уютны и комфортны для вас?

Comments

Сколько опасностей нас подстерегает в моллах!
А вообще, конечно, полезно знать про ловушки и опасности. Есть шанс ослабить их влияние. Или испытывать самонадеянную веру вт о, что это возможно (защита себя). :)
Спасибо, Ада. Я очень люблю читать такие посты и исследования с конкретными примерами. И цифры тоже люблю. ) Потом всегда прикидываю, что из того, что я втжу в магазине, влияет на меня. )
Например, сейчас я хожу в определённый сетевой подуктовый магазин. А муж его не любит. Потому что там мало места, все полки завалены вплотную. То, что нужно, надо выискивать. Почти никаких спонтанных покупок. ))) А меня это очень устраивает. )
Вот-вот, чем приятнее атмосфера, тем дольше ты там готова находиться, тем лучше у тебя настроение - и вероятнее импульсивные покупки :)
:)) Вообще, если будешь делать только 20% импульсивных покупок вместо 40 или 70 - это уже существенная экономия - причем на ненужном! Поэтому и рекомендуют вести бюджет, планировать покупки и ходить в магазин со списком. :) А если вдруг не сдержались - можно утешать себя тем, что помогаем развиваться экономике, не даем обанкротиться производителям, создаем рабочие места! :)))
Я себя утешаю тем, что подняла себе настроение. )) а вообще, большого шоппинга у меня не было давно. Так что я слегка отвыкла и учусь заново. А это тоже способствует осознанности. Ведь хочу понять, что мне нужно, что нравится. ))
Так помимо того, что себе настроение подняла, еще и экономике польза. :)
ИКЕА! пожалуй, единственное место, в котором приходится бороться с собой, чтобы не купить еще это и это )))) иногда хожу туда, когда нужно порелаксировать и снять стресс (покупать при том необязательно).
Очень хорошо вас понимаю :) Мне тоже там с собой приходится бороться :)
при этом доступном знании, о котором говорят годами на каждой конференции для торговых центров, самих торговых центров, которые осмысленно сделаны довольно мало. потому что их базовое строительство было 20 лет назад, в постсоветских местах -10. и все склонны считаться с помещениями и если в центре мюнхена или хельсинки в универмаге низкие потолки - то их никаким декором не переделаешь, надо всю внутренность здания выносить, что не всегда разрешено. в общем, реально классных центров, которые засасывают - единицы, так что можно не бояться обанкротиться гуляя по ним)
У меня как раз другой опыт. Я бы сказала, что единицы - сделанных по-другому. Естественно, не у всех высокие потолки - но это не единственный способ и не необходимое условие. Как с казино - не все пахнут лимоном и не во всех есть живые пингвины, но некоего небольшого набора уже вполне достаточно, чтобы пробудить желание тратить деньги на удовольствия. Так и в магазинах.
у меня работа такая, я в курсе торговых центров мира, ну в смысле не просто в курсе, а в паре сотен была с исследовательскими задачами. и возможно у меня завышенные ожидания к ним, потому что я вижу проблемы этих центров, ибо я знаю, какие там бывают проблемы. может человеку не из индустрии все кажется милее и симпатичнее. в центральной европе почти все хорошие центры - новые, все старые центры - это какие-то катакомбы, без кафе, с плохим tenant mix, с плохой навигацией, пропускной способностью лифтов и прочими проблемами. и живы они только потому, что локейшн, а не потому, что там что-то правильно сделано. как только рядом что-то сделают правильно, они вымрут.
О, а о tenant mix что-нибудь можете порекомендовать почитать? Никогда не задумывалась над принципами их подбора.
сложно что-то конкретное посоветовать. это индустрия на острие ножа, там все на консультантах и внутренних обучениях в основном. есть какие-то блоги, есть пара журналов по теме типо https://www.icsc.org/sct/. привести в свой молл key anchor -это половина успеха. раньше говорили главное локейшн. сейчас говорят - тенант микс

мне повезло в самом начале попасть на несколько специалистов-американцев, кто в белладжио делал эти айкетчеры и кучу других лас-вегасовских и не очень мест. с десять лет назад они были в лидерах. здесь особо ничего не было. а сейчас жжет азия -сингапур-дубай итд. но там вообще комплексное развитие региона, это не один торговый центр, это все вместе, сейчас особенно умные города работают в союзе
-муниципалы - туристический отдел- торговцы
Интересно, спасибо! Да, я тоже читала о связке муниципалитетов с торговцами.
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com