?

Log in

No account? Create an account
work

Секреты старых картин

Смысл многих картин от нас ускользает, потому что изменились времена, и тонкости происходящего нам уже незнакомы. Я об этом писала на примере голландских и фламандских художников в посте «Зримый образ, скрытый смысл».

Увы, и даже наше родное российское искусство уже требует объяснения. В журнале «Вокруг света» есть рубрика «Культурный код», где как раз об этом и рассказывают.



Одна из недавних статей – в чем, собственно, заключается комизм «Сватовства майора», над которым ухохатывались современники.

Exchange.es и проект Эшколот провели вечер медленного чтения, когда каждый текст читается медленно, и ведущий объясняет, что кроется за теми или иными аллегориями. В этот раз, помимо текста, «медленно смотрели» отрывки из «Кофе и сигареты» Джармуша и «Вавилонскую башню» Брейгеля.

Начиная с 1.08.27, искусствовед Дильшат Харман очень интересно рассказывает о «Вавилонской башне», которая находится в Вене. Откуда на картине царь, если в Библии ни о каком царе речи не идет? Откуда на картине река, если в Библии, опять же, речь только о равнине? Эти вещи понятны, когда узнаешь об обстановке, в которой писалась картина, и о ее заказчике.






Comments

С майором и сватовством я с ними не вполне согласна.
Как интересно, а в чем?
ну там как бы главный юмор в том, что они все ждали, готовились, вырядились в лучшее, а когда жених прибыл, невеста стала жеманничать и картинно убегать, чтобы свою "деликатность" ( не в смысле вежливость, а в смысле - я вся такая внезапная) показать. А мамашка очень деловито настроенная ее стала хватать за хвост - ты че, дура, стоять и улыбаться!

Понятная смешная ситуация - он без гроша, но "маёр", дает им более высокое положение, а у них денег в кубышках наложено и дочь на руках, уже не купчиха, а "деликатная" особа, куда-то ее нужно пристраивать.

То есть они по диагонали комнаты идут эволюционно - папаша абсолютный купец, с бородищей, в купеческой одежде замшелой совершенно, мамаша - уже в дорогом хорошем платье из атласа шанжана, но с купеческой повязкой на голове, и дочь, которая начиталась романов и папеньку считает замшелым бренвном, хочет выглядеть как родовитая девушка - а что у меня и красота и у папеньки деньги есть, чем я хуже знатных барышень. Поэтому у нее платье модное и как у знатного сословия - но при этом в нем по купечески всего наддато. Девушки того времени вполне носили эти очень открытые с голыми плечами кисейные платья с оборками без всяких балов - это мой любимый утраченный стиль " светло и невинно". Комизм в их ситуации, что платье повышенно пышное, повышенно красивое, повышенно нарядное. Шаль у нее из кружев настоящих. Причесана она тщательнейшим образом, серьги жемчужные, дорогое жемчужное колье, золотые браслеты - и все это днем, в будний день. Понятно же, что ее готовили всей семьей как картинку, как выставку благополучия, чтобы не ударить в грязь лицом и показать майору, чо они не лыком шиты.

Контраст с папенькой традиционным и простой комнатой как раз и создает комизм ситуации. ну и у каждого очень выразительная поза - майор приосанивается, я тут не просто щелкун какой, я человек достойный, их буду сейчас осчастливливать. Сваха явно все сговорила и радостно сообщает это папеньке, папенька вне себя от радости, что удалось, прямо светлой радостью светится. И в этот момент девица думает, что к ее браслетам и кисее очень пойдет вот это жеманное убегание - ой я не знаааю. И платочек картинно уронен.А мамашка очень практичная ей шипит - не сейчас, дура. Служанка ехидно смотрит на мамашку.

Они как бы не ждали никого, поэтому не обед, не официал, но на стол закусочки уже стащены, на стуле поднос с бутылкой и четырьмя - только для взрослых - бокалами, и слуга тащит еще две бутылки и тому кто его останавливает и удивляется, тычет пальцем в сторону майора, видно уверены, что тот поддаст с удовольствием и бутылки будет мало.

В общем, это такая маленькая пьеса с очень выразительными героями и позами. А в статье из купецкой дочери чуть не наташу ростову сделали в первый раз оголенную и ей очень стыдно. Щазз! Стоит посмотреть на выражение ее хорошо упитанной мордочки и картинные ручки. Вот тут есть большой файл отличный:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d2/Pavel_Fedotov_-_%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%80%D0%B0_-_Google_Art_Project.jpg

Про то, что это не гостиная а "проходная комната" - вообще смешно. В те времена ВСЕ комнаты были проходные. Внутри дома комнаты шли анфиладой одна за другой, да еще с дверыми в разные другие направления. И у царей гостиные были - о ужас! проходными.
Есть стихотворный опус самого автора картины, где он подробно описывает в чем же тут комизм. Платья на маман и дочери взяты на прокат у француженки ну и тд. Так что гадать можно много, но лучше к первоисточнику.
в том-то и дело, что пояснения автора адресованы к современникам, и он, естественно, не поясняет очевидные им вещи вроде несоответствия открытого платья и дневного времени, деревенского повойника на голове у матери в сочетании с нарядным платьем и другие мелочи. а современному зрителю это не очевидно и не понятно.
Да, согласна, современному зрителю и слово повойник-то не каждому знакомо.
у меня лично создалось впечатление, что авторы статьи слишком буквально пересказали стихотворное пояснение самого автора к картине) а оно, как и картина, адресованы современникам художника и наполнены двусмысленными намеками, непонятными современному зрителю..
Стоит посмотреть на выражение ее хорошо упитанной мордочки и картинные ручки.
И правда ведь! :)
Я бы еще добавила, что в этой среде ожидать сваху из другого сословия было просто немыслимо. Насчет среды или пятницы тоже не все так однозначно, поскольку это в равной степени мог быть любой из постов. В частности, Великий, что вполне логично. Ведь первое послепасхальное воскресенье - Красная горка - считалось наилучшим временем для венчания.

Потомственный дворянин к купеческой дочке свататься бы не стал в принципе. Это считалось абсолютным моветоном. Еще соблазнить и жениться увозом по неземной страсти - куда ни шло, но вот так, с официальным сватовством - такая коллизия в ту эпоху в принципе не могла в голову придти. Да и, честно говоря, не припомню я, чтобы существовали свахи - дворянки, в той среде браки организовывались иначе.

Образа в купеческом доме были везде, так что по этому пункту у меня тоже есть сомнения в справедливости того, что написано в статье.

А насчет остального полностью согласна.
Ух ты, как здорово! Спасибо большое! И да, меня тоже удивило, что купеческая дочь такая стеснительная, вроде бы откуда, не та среда. И как меня восхищает, что ты видишь все эти детали, вплоть до того, что за ткань платья.
Не нашла статью про сватовство майора(
там общая ссылка.
Да, я специально дала общую, чтобы желающие могли про разные картины почитать. Вот прямо на эту - http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8210/
спасибО!

*

Спасибо! А по поводу пословиц Брейгеля: есть отличный сайт, где, в том числе, объясняется, зачем человек с ножом бьется головой о стену, и что происходит со свиньей: http://users.telenet.be/joosdr/eeuwbruegel4.htm
на черно-белом изображении пронумерованы пословицы и поговорки, а на сайте в таблице в левой колонке пословица/поговорка, а в правой объяснение (на фламандском, но гуглпереводчик поможет).

Re: *

Ух ты, спасибо большое! :)) Заодно попрактикуюсь в почти совсем забытом голландском :))
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com