?

Log in

No account? Create an account
summer

Черный Иисус, узкоглазые русские, блондинки-китаянки и Богородица с афрокосичками: как мы видим мир

Искусство имело мало общего с реальностью - правда, задумалась я об этом только после поездки в Вифлеем.

Больше 10 лет назад, зимой, мой муж был в командировке в Израиле, и я прилетела к нему на выходные. Многого за выходные не увидишь, но по стране мы поездили, приключений хватило. Впрочем, это все отдельные истории, а к теме имеет отношение то, что за все время я ничего теплее майки с рубашкой на себя не надевала. Не было надобности, тепло там.

Вифлеем, наши дни. (Bethlehem now).



А через месяц, на восьмое марта, мы поехали в Брюссель смотреть моего любимого Брейгеля.
(The Census at Bethlehem, Pieter Bruegel)



И вот любуюсь я Брейгелем, "Переписью в Вифлееме". Привычный такой рождественский пейзаж, деревушка, замерзшие реки, глубокие сугробы, заснеженные крыши каменных домов, и говорю мужу, мы с тобой совсем недавно были именно здесь вот, в Вифлееме… И тут осекаюсь, потому что зимний Вифлеем не имеет ровно ничего общего с зимней фламандской деревней, которую Брейгель нарисовал. Сугробов там нет. И на коньках не катаются. И одеваются по-другому. И пейзаж совсем не тот. Осознание, что художники, рисовавшие Рождество Христово, не были в Вифлееме и рисовали его на основе привычного им, меня одновременно удивило и насмешило.

Или вот, например, Ханс Мемлинг, "Страсти Христовы", 15 век. Как бы Иерусалим. :)
(Hans Memling, Passions of Christ.)



А это - модель Иерусалима того времени, тщательно выполненная с учетом топографии и архитектуры того времени.
(Model of Jerusalem in 66 CE.)



Полностью модель Иерусалима в 66 году н. э.

Пару лет назад режиссер Михаил Алдашин aldashin про эту мою историю сказал, что художники долгое время вообще не заботились об исторической правде – что в костюмах, что в архитектуре, что во внешности.

И я тут задумалась – а ведь, да. Почему мне нужна достоверность в башмаках, природе и архитектурных деталях, если лица у персонажей картин все равно выдуманные? Если не достичь стопроцентной точности все равно, так зачем мне в искусстве 70%-ная? С другой стороны, тогда Иисус может быть нарисован и негром - легко! Что, собственно, и случалось:



А вот это Святое Семейство и поклонение волхвов, как это представляли китайские художники.
(Holy Family and Wise Men by Chinese artists.)



Мария с младенцем и Авраам, приносящий в жертву своего сына Исаака - Персия.
(Persian Virgin Mary and Abraham sacrifices Isaac.)



Святое Семейство у американских индейцев алгонкинов.
(Algonkine Holy Family.)



А это - сцена Рождества у зулусов. Обратите внимание на прическу и копье в руках Марии и на больших толстеньких ангелов на заднем плане. По-моему, ужасно трогательно.
(Zulu Nativity Scene.)



Слайдшоу различных библейских сцен из разных стран - Мадонна с младенцем из племени масаи и эскимосов, Святое Семейство от зулусов и т.д.

И ладно, библейские сцены. В конце концов, сколько веков прошло, бог их знает, как они выглядели. Но вспомнила я, что в моем любимом Музее искусства народов Востока висит изображение голландских купцов в Йокогаме. Внешность голландцев я неплохо знаю, училась там. И сомнительно мне, что в 18-19 веке они были узкоглазыми. Фотографии тех голландцев не нашла, но вот это - прусская пара глазами йокогамцев.
(Prussian couple in Yokohama.)



Американец с дочерью, другая голландская пара, безымянные иностранцы, а на маленькой картинке - мы, то есть, русские. Сразу узнали, правда? :D

(American merchant with his daughter, Dutch couple, Europeans by the sea and Russian merchant couple.)



Разумеется, японцы тут не единственные, подстраивающие реальность под собственное восприятие. Я подробно писала о стиле шинуазри, популярном в свое время в Европе. Европейцы слышали о китайских красавицах, но не представляли себе красивую женщину с узкими глазами. Поэтому выглядели китайские красавицы на европейских картинах так, как в "Китайском саду" Франсуа Буше.
(Chinese Garden by Francois Boucher).



А вот это совсем наше время - Г.Андерсен "Девочка со спичками" глазами японского иллюстратора Nakashima Kiyoshi. И во внешности, и в позе, и в одежде, и в обстановке - что-то в этой девочке очень японское. :)
(Hans Christian Andersen's The Little Match Girl seen by Japanese illustrator.)



И знаете что? При всей забавности, по-моему, на стыке культур получаются прекрасные и необычные произведения искусства. :)

Comments

эгоисты все)
Почему эгоисты? :))
Согласна!
Спасибо, очень милый пост :)
:))
спасибо, очень интересно :) Ну и за идею насчет Брюсселя :)
:)) А идея насчет Брюсселя какая? :))
Почитал с удовольствием.

Мне кажется, что и православные (да и католики) немало так подстроили христианские образы под свое восприятие. А американский кока-кольный Санта? Было бы забавно поставить рекламного рядом с настоящим Николаем.

Но с зулусами - супер, радостная такая сценка, цветная :)

А вообще, наверно всем людям свойственно подгонять мир под свое восприятие, люди ленивые, им не хочется воспринимать мир реальным.
Кстати, да, Санта - отдельная история. Настоящий Николай был довольно агрессивным, раз уж остался в памяти пощечиной Арию. :))

Не знаю, насколько это лень, но да - свойственно подгонять мир. :)
спасибо за такую подборку!
мне кажется, когда образ появляется в искусстве не точным, а адаптированным, это значит, что он уже не часть чужой культуры/истории, а что-то своё. и ваша подборка говорит в том числе и о том, что миссионеры очень постарались)

Edited at 2013-03-21 08:39 am (UTC)
О, интересная мысль насчет адаптации образа. Да, пожалуй.
Не согласна со многими комментариями. Мозг человека видит только то, что знает. Он подгоняет новое под известные шаблоны. Я вполне допускаю, что человек, который видел только восточные лица мог видеть западных людей такими, какими рисовал. Мир не объективен, он субъективен.
А не согласны с чем? :) По-моему, мы все примерно об одном.
вропейцы слышали о китайских красавицах, но не представляли себе красивую женщину с узкими глазами. Поэтому выглядели китайские красавицы на европейских картинах так, как в "Китайском саду" Франсуа Буше.

Ну а современные японские же мультики! Там что не японка то блондинка с глазами размером с блюдца :) И всем нормально. Ибо искусство есть условность ;)
Так современные японки красятся в блондинок! :)
мне один из наших преподавателей искусствоведения подарил прекрасную формулу создания шедевра: вечный сюжет, сделанный так, чтобы он отвечал злобе дня. был узнаваем, близок для современников. каким-то образом именно этот сплав дает необходимое для шедевра. кто-нибудь помнит, что Давид Микеланджело - это революционная скульптура? что она была сделана как символ освобождения Флоренции, несмотря на то, что заказчиком была церковь, а сюжет - сугубо библейским? и сиюсекундное "звучание" статуи было такой силы, что встала она в итоге совсем не на то место, для которого делалась?
никто не помнит. шедевр.
Я и не слышала такое про Давида. :)
Зулусское рождество самое прекрасное :)
:)) Есть еще вот такое Святое Семейство из Ганы:



И Адам и Ева, почему-то одетые :))

Зулусский вертеп абсолютно прекрасен.

Я много слышал про то, что на христианских иконах и статуях в каждой стране святое семейство имеет черты местных жителей. Но зулусский вертеп - это возведение в Абсолют.
Скажи! :) Там слайд-шоу по ссылке тоже милое.
Очень интересно! И кстати, несмотря на то, что детали, и много деталей, подстроены под привычное для художников восприятие, в целом многое можно узнать даже без названий - видимо, у нас больше общего, чем кажется)
Все-таки, возможно, потому что я изначально задала направление ассоциаций, ну и потому что история хорошо известна. :) Если убрать нимбы над головами и отстраненно смотреть, я лично ничего бы не узнала - разве что про икону точно бы сказала, что икона. :)
Все прекрасно!
Присоединяюсь к любви к Брейгелю, кстати.)
:)) Несколько лет назад я организовала нам тур Brueghel and beer - как раз в конце апреля-мае. Преимущественно по городам, где его картины в музеях (и там, обычно, пиво тоже есть - Голландия-Бельгия-Австрия :)) и чтобы смотреть только на Брейгеля, а не вообще по музеям ходить. Отлично получилось, меньше "эстетической усталости", больше сфокусированности и прямо видишь разницу в копиях, которые сам Брейгель делал, и которые его сыновья-внуки писали.

Правда, одна из картин от меня сбежала - в Роттердаме висит вариант "Вавилонской башни", и его как раз тогда забрали в Лувр на выставку, Вавилонской башне посвященную. :) Чуть в Париж не рванула за ней, только вот самолет на следующее утро был. :( :)
Всё это наводит на мысль, что спорить-то не о чём. Католики, православные, буддисты и т. д., люди живущие в разных уголках планеты...по сути рассказывают одну историю своими словами, в меру своего воображения, восприятия и способностей. Это как дать задание нарисовать дом группе детей. Они все дом нарисуют, но ни одного одинакового не будет.) Так что не имеет значение, негр Иесус или китаец, главное, что он сделал, на что способен, какую идею несёт. Т.е. "начинка" важнее "фантика". " Фантик" нужен для успешного "маркетинга", для внедрения в сознание целевой группы. И все религиозные войны, по сути мркетинговые войны за сбыт религии. и получение дохода от процесса веры.
Было очень интересно посмотреть на разные воплощения одного сюжета. Спасибо.
Ада спасибо вам за очередную интересную статью, и особое спасибо за ссылку на музей востока. Ни разу его не посещала, а зря.
Ну а по поводу перерисовки на свой манер могу поделиться своими наблюдениями за самой собой. Я не художник и рисовать начала недавно в основном обучаясь по самоучителям и урокам из сети. Рисую не только людей, но именно с людьми, точнее с их лицами и получилась история пересекающаяся с темой статьи. Недавно перебирая свои карандашные рисунки заметила что все женские лица похожи на мое, хотя я рисовала их не глядя в зеркало или на свою фотографию, а учитывая полученные из уроков данные о "средних" пропорциях лица, которые даются в уроках рисования. И это вовсе не потому что мое лицо идеально вписывается в идеальные пропорции)) Так например на всех моих рисунках почему-то нижняя губа нормальная, средней толщины, а верхняя тонкая, как и у меня. Ни одного рисунка девушки с пухлыми губами из полусотни рисунков. Ну и та же история с разрезом глаз и формой бровей. И только обратив внимание на эту особенность я стала рисовать более разнообразно, но только когда я рисую осознанно. А стоит лишь немного расслабиться и начать рисовать просто лицо, не думая о том какое оно должно быть, как вновь в его чертах проявляются мои.
Извините за много букв, я старалась выразить свою мысль максимально коротко, а получилось как всегда )).
:)) А у меня лица всех кукл сначала получались татаро-монгольские - с высокими скулами.
Мне очень христианские сюжеты понравились. Некоторые так очень просветлённые. Да все почти.
Искренние, по крайней мере :))
arcobaleno_ru

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com