?

Log in

work

Жизненный цикл товара/услуги

Под жизненным циклом товара (услуги) в маркетинге понимается вовсе не физический износ сумки или шарфа, отрастание волос после стрижки или забывание выученных английских слов. Понятие это относится к «жизни» товара или услуги на рынке, периоду времени от разработки до прекращения продаж. Стадии жизненного цикла:

* разработка,
* выход на рынок,
* рост спроса,
* зрелость,
* спад или «умирание».

Границы этих стадий не определены четко, и вообще идут споры, нет ли «бессмертных» товаров/услуг (вроде корзинок из прутьев, матрешек, рома, спичек или нянь для младенцев). Я предпочитаю от этих споров уклоняться и предлагаю вам самим определить, насколько понятие жизненного цикла применимо к тому, что вы делаете. Так же и в определении стадий можно не строить сложные графики, как делают маркетологи крупных компаний, а полагаться на свой здравый смысл.

На этапе разработки все ваше внимание сосредоточено на обдумывании всех тех вопросов, что были разобраны в предыдущих частях. Вы принимаете окончательное решение, с чем вы выходите к покупателям, и к каким именно покупателям вы выходите, а также производите/подготавливаете этот продукт. Прибыли, разумеется, ожидать не приходится.

На этапе выхода на рынок ваши вложения продолжат превышать ваши доходы. Для привлечения покупателей при выходе на рынок устанавливают цену не слишком высокую (конечно, если только вы не приняли решения об исключительном позиционировании вашего товара или услуги). В конце концов, конкурентов у вас много, и необходимо убедить покупателя «испытать» ваш товар или услугу. На это же (информирование и убеждение «попробовать») на этом этапе должна быть направлена и ваша реклама и продвижение.

Если товар и услуга соответствуют потребностям клиентов, то наступает следующий этап - роста спроса. Ваш товар/услуга или ваше имя уже известны, вы можете повысить цену. В рекламе/продвижении можно перейти от информирования к побуждению приобрести. Обычно крупные компании на этом этапе слегка изменяют товар, придают ему новые, дополнительные свойства, выходят на новые рынки, ищут новые каналы сбыта (например, в случае рукоделия это может быть переход от продаж через интернет к продажам в магазинах и т.д.)

Следующий этап – зрелости, где ваша основная задача – удерживать интерес клиентов и думать, что делать с вашим товаром/услугой в будущем.

Дальше (самое простое) вы можете дать спросу «умереть» и перестать предлагать этот товар или услугу. Такая позиция знакома каждому, кто когда-либо сталкивался с тем, что в магазине больше нет любимого парфюма или модели мобильного. Другой вариант - провести ребрендинг, то есть серьезное изменение стиля, свойств или позиционирования вашего товара/услуги. Даже такому долгожителю, как «Шанель № 5» пришлось пойти на ребрендинг – чтобы духи стали привлекательны для более молодой целевой аудитории.

Резюме: стадии жизненного цикла определяют то, как вы устанавливаете цену, какую прибыль ожидаете и как/где будете продвигать и рекламировать ваш товар или услугу.

* Насколько концепция жизненного цикла применима к тому, что вы делаете? Если не применима, вздохните спокойно и почитайте что-нибудь еще.

* Если применима, на какой стадии находится сейчас ваш товар/проект/бренд/услуга? Соответствует ли цена, каналы сбыта, методы продвижения и рекламы целям данной стадии? Что вы можете и хотите изменить? Как?

* Будете ли вы делать ребрендинг вашего продукта в конце его жизненного цикла? Если да, запланируйте, в какой момент вы начнете разработку ребрендинга. Если нет – чем вы замените продукт? Запланируйте, когда начнете разработку замены. (Конечно, вы можете вообще забросить ваш бизнес и поехать в Монте-Карло тратить заработанные деньги в казино. В таком случае, желаю удачи! :))

Comments

Замечательные статьи интересного человека, чистые котлетки без единой мухи... Но почему так мало отзывов??? Я думаю, это от того, что у нас пока нет моды на цивилизованный подход к делу. Капитализм российский совсем молоденький. Даже те, кто получил серьезное теоретическое образование по маркетингу, сталкиваются на практике с особенностями нынешней национальной торговли (неразборчивость потребителя, протекционизм, откаты и др.). Ну, а получивших образование на вещевых и прод.рынках учить не моги - они поболе знают.
Помните, как убеждал Левша: "В Англии ружья кирпичом не чистют!!!". А в ответ - тишина.
Ладно, хватит о грустном - Вы все равно молодец, за этот цикл заметок огромное спасибо! Читал с интересом и, даже имея определенный опыт, многие вещи взял на заметку.
Спасибо вам большое за отзыв. :) Да, меня, признаться, отсутствие комментариев тоже озадачивает, а обратная связь была бы ценной для дальнейших заметок. Опыт преподавания нашептывает, что вопросов в аудитории нет, либо когда ничего не понятно, либо когда совсем не интересно. Хотя писать я стараюсь максимально просто, и постоянный приток френдов должен означать, что людям интересно. :)

Ну, может, дойду до рекламы, оживятся. :))
Я вот сижу печатаю статьи :) Плохо мне с компьютера читается :)
После того, как все прочту оставлю отзывы...меня щаинтересовали Ваши материалы как человека, которому интересно это с точки зрения своего творчетства, так и с точки зрения моего обучения сейчас в университете :)
:) Буду рада, если поможет.
А я тут вот еще о чем подумал: может просто среди читателей ЖЖ не так много желающих поучиться? Может в других сетях будет больший интерес к этой теме, или какой-нибудь сайт откроете просветительско-рекламный. Мне кажется молодая поросль читать будет с удовольствием. Кстати, попробую подсунуть эти заметки своему старшенькому - посмотрю на его реакцию...;)
Может быть и так, да. :)) Спасибо вам большое, если не сложно, напишите, что скажет! :)
Может нет отзывов,потому что творческие люди не любят четкости в бизнесе,и вообще для них это не бизнес,не знаю...
Мне очень интересно.Читаю взахлёб...
О цикле товара-для меня это как отче наш.
Активно сотрудничаю с магазинами,изучаю спрос,выставки,индивидуально с заказчиками,веду курсы,мк,публикации и всё такое.
Пример из жизни.
Тема цветка мака держится года 3 стабильно.Уже и хочется чегото нового,но все просят маки.Радуюсь,что конкуренты спят...Значит товар на пике,хотя уже разрабатываю и опробую другой товар.
Очень рада, что заметки оказались вам полезны, хотя вы и так молодчина - на голову вперед остальных мастериц, судя по тому, что вы делаете. :)

А насчет организации бизнеса у творческих людей - соглашусь. Через некоторое время после начала этих заметок меня попросили писать время от времени посты в одно сообщество по арт-бизнесу. Уже после второго, что ли, поста, меня там заклевали - сказали, что маркетинговый, клиенто-ориентированный подход убивает жизнь в хэндмэйде. :))) Что, впрочем, оказалось большим благом, поскольку уйдя из того сообщества, я смогла все мысли свои писать в этом блоге, а так приходилось бы делить на два, чтобы не повторяться. :)

Опять же, если у людей получается работать без маркетинга - так и на здоровье, очень здорово. Но я считаю, что если человек рассчитывает на сколько-нибудь серьезный бизнес, расчет необходим. На везении и большой удаче можно подняться, но рассчитывать на них сложно. :) И, конечно, не могу не признать, что маркетинг - это полноценная работа, требующая постоянства и усилий. Я сама отказалась от идеи превращения хобби в бизнес именно по той причине, что одной работы мне вполне хватает. :))
Возвращаясь к разговору от 04.12.09 сообщаю следующее: представитель молодого поколения поначалу "так уж и быть" просмотрел некоторые из заметок, а потом, вчитавшись повнимательнее, довольно-таки уважительно отнесся к идее этого труда в целом. По поводу размещения в каких-либо сетях (типа "В контакте") очень сомневается по причине их "замусоренности". По его личному мнению "нужно все это в брошюрах распространять в студенческой среде".
Одним словом, без рекламы и вправду никуда. Но это ж получается опять-таки отдельный бизнес, в который надо жизнь вдохнуть...
Ой, спасибо вам обоим огромное! Я у меня нет профиля В Контакте, поэтому я про него знаю только общие вещи. :) А так - да, издавать, это отдельный бизнес, однозначно. :)
Спасибо вам большое за интереснейшие и полезнейшие статьи. Не писала до сих пор, так как думала, что просто восторженного отзыва недостаточно, тем более, количество зафрендивших вас, видимо, и приравнивается к таким отзывам. А ведь имело бы смысл оставлять комментарии именно по существу. Лично мне для этого надо прежде всего дочитать уже опубликованные статьи, переосмыслить и переработать их. На этой стадии наверняка и вопросы возникнут. На данный момент могу отметить, что ваша целевая аудитория, по-моему мнению, огромна. Думаю, что зерна будут прорастать постепенно. Я, например, в данный момент наблюдаю (с восхищением) очень грамотную раскрутку одного такого бизнеса. В связи с чем особенно интересно вас читать. Что касается меня, то я нахожусь на стадии взвешивания всех за и против при очень большом желании заниматься рукоделием.
И вам спасибо огромное за отзыв, мне важно ваше мнение. Да, я с вами согласна, наблюдать грамотное построение бизнеса - удовольствие почти эстетическое. :)) Появятся вопросы - задавайте, я обязательно отвечу. :)
Пусть Вас не смущает небольшое кол-во комментариев. Я сама читаю с удовольствием, а комментировать даже в голову не приходит (внимаю). Когда все азы экономики изучены не по книжкам, а на собственной шкурке, прямо бальзам на сердце, почитать вещи, настолько реальные и полезные.
Спасибо огромное за Ваш блог! Всяческих Вам удач ! :)
Спасибо большое! И вам успехов! :)
Старое доброе правило маркетинга, но в студ года за партой это одно, как совершенно не нужная информация которая пролетает мимо ушей, а когда уже делаешь и что-то ищещь как это правильно продать / предложить то такая информация просто идеальна.
Спасибо вам еще раз за такой блог и за ваши статьи.
Мне очень приятно, что вам нравится. Да, в студенческие годы много что мимо ушей пропускаешь, потом приходится возвращаться. С другой стороны, все равно хорошо, что учили, напоминание о чем-то срабатывает быстрее, чем выучивание заново.
Прочитала вашу статью и поняла, на какой стадии я нахожусь: оказывается я только разрабатываю свою новую услугу, готовлюсь к выходу. Хорошо меня соориентировали по цене: в одной сфере моя услуга дорогая, а в новой получается я не могу просить много. Так?
Не могу ответить на ваш вопрос, потому что для этого необходимо проводить исследования рынка и собственно самой услуги. Если вы поняли меня так, что в новой сфере никогда нельзя просить много - это часто, но необязательно. Чаще всего, вам нужно завоевать репутацию, доверие клиентов и т.д., прежде чем они будут готовы вам заплатить. Но если у вас уже есть свои клиенты, которых вы просто переводите в новую сферу, и уже есть репутация - можно просить и дорого. От уровня клиентов тоже многое зависит.
Ада, большое спасибо, этой статьёй вы заставили меня размышлять, а ваш ответ поможет мне в отстаивании моих финансовых интересов.
Ада, я видела гостевые статьи в вашем журнале, я автор книг для риэлторов, в частности пишу о важности самопрезентации, об умении создания первого контакта с клиентами. Если эта тема могла бы быть интересной вашему журналу, я могла бы написать статью.
Да, прекрасные темы, давайте попробуем. :)
Какой объём статьи в количестве знаков вы обычно размещаете?
Максимум 900-1000 обычно. Хотя зависит от информации, иногда лучше меньше, чем больше.

Гостевые посты я редактирую, оставляя, естественно, стиль автора и согласовывая все изменения перед публикацией. :)
Хорошо, в выходные займусь. Если бы я публиковала гостевые посты, я бы тоже редактировала.:)
arcobaleno_ru

May 2017

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com