?

Log in

No account? Create an account
33bd

Есть разница: "В чем мой урок?" или "Чему я могу научиться?"

В любой ситуации нелишне задавать себе вопрос "Чему я могу здесь научиться/какие навыки могу отработать?" Скучная работа, мерзкий начальник, уход любимого человека, болезнь, конфликт, нехватка денег - практически от всего в вашей жизни вы получите пользу.

А вот вопрос "В чем мой урок в этой ситуации?" мне нравится гораздо меньше. Помните, я ссылалась на статью лингвиста, который рассказывал о влиянии слов? Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Культурный, традиционный смысл слов влияет на наше восприятие ситуации, даже когда мы это не осознаем.

Вопрос "В чем мой урок?" подразумевает неизменность, заданность ситуации. Есть некая "жизнь", которая вас "учит". "Сделала уроки?", "Будет тебе урок на будущее", "Не усвоишь урок, будет хуже!" Не знаю, как для вас, а для меня само слово "урок" предполагает мою беспомощность, а также вызывает тревогу. Я ДОЛЖНА выучить урок ("а не то..."), я ДОЛЖНА выучить именно этот урок, независимо от моего желания и готовности его учить. И не дай Бог, я не пойму, что это за урок или не выучу его должным образом!..

Это позиция слабости, тревоги, если не безвыходности. А вот "Чему я могу здесь научиться/какие навыки отработать" - вопрос оптимистичный. Никакой урок вам не навязывают, вам дают прекрасную возможность преумножить что-то хорошее и нужное в вас! И у вас есть выбор, чему учиться и что отрабатывать. В некоторых ситуациях вы учитесь терпению, доброте и снисходительности, в некоторых - с размаху бить скалкой, защищая свои границы. А в некоторых - быстро бегать и изобретательно избегать последствий. Это ваш выбор. Чем он осознаннее, тем больше вы приобретаете.

Предполагаю, что у некоторых возникает вопрос: "А что, если НА САМОМ-ТО ДЕЛЕ урок один, и я его не усвою, и будут мне последствия?" А что, если НА САМОМ-ТО ДЕЛЕ уроков много и выбор есть? Или если НА САМОМ-ТО ДЕЛЕ жизнь такая, какой вы решите ее воспринимать? Хотите один урок - будет один, хотите выбор - будет выбор. Вы так и будете жить жизнь в тревоге? Или все-таки выберете позицию силы и возможностей?

Фотография "Первоклассница", Николай Филиппов, 1973 г.




Также на эту тему:

  • Неожиданная составляющая успеха. Или неудачи. :)
  • Вы много чего не умеете и не знаете (Ну и что?!)
  • Рассказываете ли вы себе историю вашего успеха?
  • Сила и слабость стереотипов
  • Comments

    Page 1 of 2
    <<[1] [2] >>
    И правда ведь! :)
    :))
    Мне очень понравилась эта статья про слова! Я в свое время обижалась на русских друзей, которые мне говорили, что если мы общаемся несколько лет, они бы назвали меня скорее "хорошей знакомой", чем "другом" - и вот только после этой статьи поняла, что да, абсолютно точно, для них друг - это не степень близости или теплоты в отношениях, а человек, у которого можно взять денег :) У меня совсем не так, но я поняла эту тему.

    Согласна, "урок" - негативно, а "научиться" - позитивно :)

    Я вот учусь ждать, по всей видимости. Никогда раньше особо не умела - так, чтобы в тяжелой ситуации не психовать, а спокойно заниматься своими делами и даже где-то получать от этого удовольствие.
    :)) Да, у разных людей совершенно разное понимание одних и тех же слов.

    Успеха! Если надоест ждать, можно попробовать научиться чему-то еще. Например, не ждать. :)))
    Согласна по поводу "урока")

    Я же, методом проб, поняла что мне подходит формулировка "Зачем мне был нужен этот опыт".
    Слово "опыт" для меня очень позитивно, ибо в конечном счете опыт в любой ситуации может привести позитиву (если этот опыт обдумать, осознать и сделать выводы, конечно).
    Да, тоже вариант. :)
    То, что слово "урок" воспринимается негативно - видимо, виновата школьная система образования. Я видела альтернативные "уроки", которые интересны и детям, и преподавателям)

    Но согласна, слова имеют важное значение. У меня приумножились деньги, когда я заменила слова "потратила" и "спустила" на "инвестировала", "вложила", "порадовала себя" =)
    Не думаю, потому что в русских пословицах и поговорках "урок" тоже не предполагает свободу выбора.
    Да, два вопроса - и совершенно разные жизненные позиции.
    Вот да, именно. :)
    Здравствуйте!
    Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
    Отличное разделение! И формулировка "чему я здесь могу научиться?" мне нравится с разных сторон: и тем, что предполагает разные возможности, и там, что направлена в будущее (в отличие от "урока" и "опыта", которые по умолчанию "уже случились"), и тем, что задает активную жизненную позицию (не "учит меня", а "могу научиться"), и позитивом, конечно же!
    Спасибо большое, Ада!
    Совершенно согласна, мне тоже она нравится многогранной позитивностью. :))
    Полностью согласна с такой постановкой вопроса.В одной жизненной ситуации(болезненной для меня), я все время твердила,что усвою урок, сделаю выводы и больше НИКОГДА не сделаю подобного.Прошло время, рассосалась неприятная ситуация и через несколько лет, я опять почти в такой же ситуации. Это не умение усваивать уроки, делать выводы или изначально установка не была верна? Пытаюсь понять.
    Это концепция, которую вы подсознательно приняли как правильную. :) И это опасность, которая заключена в вопросе "В чем мой урок?" Картина мира, которая стоит за ним - есть Нечто, у которого - план уроков, которые мы должны в жизни пройти. Если "не усвоишь", то двойка, приходишь на пересдачу до тех пор, пока не усвоишь. Когда "усвоишь" - пятерка, неприятная ситуация больше не повторится, будет другая ситуация.

    Нет никаких доказательств, что эта картина мира - верная. Как, разумеется, нет доказательств, что она ошибочна. Но если я выбираю верить в эту картину мира - каков результат? Я тревожусь, я боюсь, я чувствую себя бессильной, я воспринимаю похожие неприятные ситуации как знак, что я балда и двоечница, ругаю себя и рушу свою самооценку. И трачу массу энергии (и времени) на то, чтобы понять, а какой урок правильный и как его лучше усвоить.

    Если же я смотрю на каждую ситуацию как на массу вариантов чему-то научиться или в чем-то попрактиковаться - то неприятная ситуация для меня - возможность для развития. Я могу отточить те навыки, которые приобрела в прошлой неприятной ситуации. Или попробовать другой вариант реакции. Или не реагировать вообще и посмотреть, что получится. Так мне проще и приятнее жить.

    .

    «В чем мой урок?» - не по-русски. По-русски: «Какие выводы из этого можно сделать?» или «Какая из этого мораль?» (шутка, т.к. намёк на «Алису в стране чудес»).
    Добыто, так понимаю из «Будет тебе урок на будущее»… такое слышала, а в виде с переставленными словами нет. Кстати, сказочно -шуточный вариант - «Впредь тебе, дурачина, наука». Ввиду того, что ситуация часто может вызвать издёвку, не знаю какой из вариантов более употребим.

    Ваша цитата: «Это позиция слабости, тревоги, если не безвыходности.». Я написала то, что близко к «В чём урок?» но в этом варианте нет такой эмоциональной окраски. Слов с такой эмоциональной окраской не знаю.
    Обычным ответом является что-то типа «Был глуп, исправлюсь». В случае, если кто-то, например, несмотря на скептицизм окружающих, обвалил себе на голову папки с документами, пытаясь извлечь одну конкретную снизу.

    Re: .

    Нет, "добыто" из "в чем заключается урок" или "в чем состоит урок". Вы либо плохо знаете русский разговорный язык, либо не знакомы с концепцией, о которой идет речь. И в том, и в другом случае Гугл вам поможет. Или Яндекс.
    Об этом есть очень хороший рассказ Улицкой "За что и для чего". Я его прочитала задолго до того, как мне всерьез понадобилось задать себе подобные вопросы. Но, может, и сама бы до этого додумалась тоже.
    Рассказ не читала, но, если судить по названию, не об этом. Оба вопроса, о которых я пишу, они "для чего" - с вариантами "для того, чтобы получить урок" и "для того, чтобы выбрать, чему бы мне научиться". Вопрос "за что" я даже не рассматриваю.
    Спасибо! Интересно и полезно! :)

    Странно как-то....

    Это разные вопросы...в них есть только одно общее слово: урок....учиться.
    А вопросы совсем разные: урок - это когда ты уже что-то прошёл, неважно, нужно тебе это было или нет...и ВЫНУЖДЕН находить для себя оправдание потраченному времени...порой (редко, конечно) это сложно сделать
    А "чему я могу там научиться"" = классно....веет ожиданием и оптимизмом (может, научусь чему-то полезному....доброму...пр), хотя есть и опасение перед неизвестным...

    Это АБСОЛЮТНО разные вопросы...почему вы из сравниваете, на каком основании? - какая-то софистика...((((
    Но по маркетингу ваш материал люб....напросился к вам в друзья
    А у меня "урок" не вызывает негативных эмоций. Урок в любом случае возможность научится. И в жизни бывает именно так, что-"Не усвоишь урок, будет хуже!".
    и впрямь! спасибо!)
    :)
    Page 1 of 2
    <<[1] [2] >>
    arcobaleno_ru

    August 2017

    S M T W T F S
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
    Powered by LiveJournal.com