?

Log in

No account? Create an account
pen

Истории о картинках

Дэн Роэм, гуру "визуального мышления", написал вторую книгу “Bla-bla-bla” (болтовня). На ту же тему, что и первую, в смысле, как заменять слова картинками.

Картинки, истории и минимализм - тренды последних лет в выступлениях на публике. Самые популярные выступления на конференциях ТЕД, как правило, полны занимательных историй, слайдов и длятся не более 20 минут.

Когда-то прочитала кучу хвалебных рецензий на первую книгу Роэма «Обратная сторона салфетки» (на русском - "Визуальное мышление). Книга о том, как продавать идеи и находить решения с помощью рисунков на любых подходящих поверхностях. Даже Сет Годин ее хвалил! Купила, но те восторги остались для меня непонятными. Роэм, как мне показалось, из простых вещей создает слишком сложную систему.

'Бла-бла-бла' же получила аж 4,8 из 5 баллов на Амазоне и множество положительных отзывов. И тут неожиданно мне написали из издательства МИФ и предложили прислать ее для обзора. Я согласилась – меня угнетало все-таки, что такой инструмент я не поняла и не использую в полной мере.

Крайне иронично, что книга под названием «Бла-бла-бла» – большая книга, и по размеру, и по объему. Я ее мужественно возила с собой в метро и носила на обеды, но, видимо, Роэм все-таки не мой автор. Я так и не поняла, зачем там ему лиса и колибри и почему именно лиса и колибри.

Я также не поняла, зачем создавать такую сложную систему для – вдумайтесь! – рисунков «на салфетке». Например, у Роэма есть целая концепция «живой грамматики» - что рисовать, когда ты слышишь ту или иную часть речи. Возможно, это особенность английского, но в русском - странно. «Когда я слышу существительное, то рисую портрет. Когда я слышу количественное прилагательное, то рисую диаграмму. Когда я слышу сложный глагол, то рисую схему» - и так далее. Многие ли нефилологи и не-родители школьников помнят, что такое количественное прилагательное и сложный глагол? Портреты же, возможно, не всем стоит рисовать, чтобы не испортить отношения с нарисованными. :)

Роэм также подозрительно много говорит о неэффективности слов, но не говорит об ограничениях рисунков. С одной стороны, понятно – каждый кулик свое болото хвалит. С другой – когда-то я была на лекции Умберто Эко и четко запомнила его слова об ограниченности визуальных средств. В частности, Эко сказал: «Невозможно изобразить, что единорогов не существует. Если вы его нарисовали, значит, он есть».

При этом у Роэма есть очень полезные мысли. Например, о работе с аудиторией. Роэм предлагает оценить аудиторию по нескольким параметрам (лидеры-деятели, эксперты-новички, точно мыслящие-эмоциональные, сочувствующие-антагоничстические). Дальше рассказывает, как обращаться к аудитории с каждой из этих характеристик.

Интересная идея о «карте участников» - выписывании на листок имен героев книги или участников юридического дела и составлении «карты» с дорисованными связями и отношениями. Меня также позабавила история про средневековые карты мира в Европе, которые, оказывается, были в форме буквы Т, вписанной в О, и примерно в центре - Иерусалим. В книге это длинный увлекательный рассказ, не буду спойлерить, желающие прочитают.

А вот "Переворот. Проверенная методика захвата рынка" Люка Уильямса мне неожиданно понравилась. Неожиданно - потому что я плохо отношусь к любым методикам, звучащим агрессивно, и еще хуже к требованиям инноваций. Каждый выходящий на рынок стремится что-то революционно перевернуть, в итоге - непрерывный кавардак. Но если не обращать внимания на "давай-давай, будь первым, покажи им всем" - отличные советы по нахождению незанятой ниши. "«То, что не поломано, в починке не нуждается» , - это враг прорывного решения. Намного эффективнее поискать рынок, который не обязательно будет проблемным, но на который никто не обращает внимания." В конце книги глава, посвященная презентациям. Хотя она, на мой взгляд, выбивается из четырех первых глав, но мне показалась даже в чем-то полезнее Роэма. Все, что вам нужно сказать - и как это уместить всего на 9 слайдов. Минимализм в действии. Хорошая рецензия с иллюстрациями - здесь.

По случаю вспомнилась история двухлетней давности, связанная с чрезмерным увлечением Mind Maps и визуальными средствами. Генералу МакКристалу, командующему войсками НАТО Афганистане, показывали презентацию. Презентация должна была объяснить сложность задач, с которыми сталкивается армия, но выглядела при этом, как тарелка со спагетти. Генерал сказал "Когда мы поймем этот слайд, мы выиграем войну". Видимо, так и не поняли. :)



Также на эту тему:

  • Тайная сила историй
  • Инструкция для Шахерезад.
  • Comments

    >> «Когда я слышу существительное, то рисую портрет. Когда я слышу количественное прилагательное, то рисую диаграмму. Когда я слышу сложный глагол, то рисую схему»

    Либо он быстро рисует, либо он пропускает некоторые существительные или глаголы, но я не поняла - заем вообще рисует? Это помогает понять или запомнить?
    :)) Вроде бы для того, чтобы представить мысли другим в визуальной форме, чтобы они это хорошо поняли.
    это не наши методы
    Какие именно?
    Как любитель майндкарт, не могу не заметить, что это - не майндкарта. Это какая-то другая модная схема ))
    Строго говоря, да - topic map. :)
    Ага, не знала, как она называется, спасибо. У нас на сайте такую залепили в качестве рубрикатора )) Жуткая жуть, я так и не понимаю, для чего она может быть нужна, кроме как для отображения структуры переходов пользователей внутри сайта. Уж точно не для того, чтобы сделать тему понятней.

    Майнкарты, кстати, куда четче и логичнее - при условии соблюдения структуры уровней. Я их как раз использую, когда объясняю сложные вещи (правда, картинки при этом не рисую, только квадратики и слова)))
    Они четче и логичнее, да, вместе с тем моему способу мышления не очень подходят. Ну и не все концепции укладываются в древовидную структуру.
    Конечно, не все )) любая хорошая методика обречена в тот момент, как ее пытаются объявить панацеей. Почему-то это сейчас модно - выцепить хорошую и дельную вещь и сказать, что это лекарство от всего ))
    Ну вот да. Я бы и к Роэму, я думаю, лучше отнеслась, если бы он не вещал так, что картинки - лучшее для всех выступлений. Кому картинки, кому истории, кому вообще видео.
    Ну да.
    Я не очень понимаю, откуда у этого растут ноги, потому что совершенно очевидно, что внига в тональности: "Картинки как один из ваших инструментов. Почему важно использовать картинки, в каких случаях без них не обойтись и чем они прекрасны" куда ближе к правде, чем "Только картинки! У меня самый лучший метод, а кто его не использует, тот лох. 800 страниц о моей победе над лохами!!" )))
    Да, это вообще интересный вопрос. То ли агрессивная методика продаж, то ли такая искренняя влюбленность в "картинки", что объективная оценка отходит на второй план. Примерно как в школе, когда каждый учитель считал, что его предмет - самый важный. :)
    О, есть еще Refined Concept map, оказывается - http://en.wikipedia.org/wiki/Refined_concept_map :)
    Ой, я про героев книг рисовала в школе, когда что-то объемное читаешь урывками. =)
    Опередили Роэма. :)
    Хорошо, когда люди могут уместить все, что им нужно сказать в 9 слайдов. Чаще это намного больше. Особенно этим страдают эксперты в почтенном возрасте. Вроде уже все ясно, а они все говорят и говорят...
    Да, чтобы мало сказать, надо очень много поработать над формулировками. :)
    А эта современная "псевдонаучная" литература? Одна-две мысли размазаны на 300-500 листов. Вроде и мысль нужная и правильная была, но пока книжку читал-уже и забыл о чем она была.
    Угу, к сожалению, часто встречается.

    Анекдот

    Анекдот древний, но, как говорится, навеяло. :))
    Директор мебельной фабрики едет заграницу в командировку, его попутчица в купе француженка. Она пытается его соблазнить, но он намеков не понимает, тогда она рисует ему кровать. Мужик озадачен на весь остаток пути:Ну как она узнала, что я директор мебельной фабрики???

    Re: Анекдот

    Кстати, да. :)
    arcobaleno_ru

    August 2017

    S M T W T F S
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
    Powered by LiveJournal.com