?

Log in

No account? Create an account
pilot

Причуды русского зодчества и нестандартное мышление

Собор Василия БлаженногоПоразительная вещь есть в древнерусском зодчестве c его палатами и теремами. Веками обходилось оно без двух вещей, в западной архитектуре немыслимых – без симметрии окон и без внутренних лестниц. «Фрязины» (итальянцы), перенявшие греческие традиции золотого сечения и прочая, и прочая, завезли в Москву эти «новинки», когда приехали строить московский Кремль, то есть в конце 14 века. Естественно, что прижились они не сразу, и дома простого люда или консервативных бояр строились по старинке еще пару столетий.

А и, кстати, итальянцы-итальянцами, а не могли за всем уследить. Троицкая башня Кремля (та, через которую входят экскурсанты, рядом с Манежем) строилась по проекту Алоиза Фрязина Миланца. Однако если взглянуть на нее сбоку - ууу, сколько там разнообразных разномастных окошек на разной высоте.

У русских были и свои традиции, отличные от западной классики. Касательно окон это выражалось в том, что чем больше и разнообразнее (сейчас бы сказали, креативнее) украшено каждое отдельное окно, тем лучше. Мой любимый Собор Покрова, что на Рву, он же собор Василия Блаженного – яркий тому пример. (Французский архитектор Ле Корбюзье назвал его «бредом пьяного кондитера», но я лично всегда предпочту Василия Блаженного чему-то вот такому.)

Проблема отсутствия внутренних лестниц решалась за счет красивого внешнего выхода со второго этажа (никак иначе с одного этажа на другой попасть было нельзя). Помните, наверное, эти внешние лестницы с резными крышами по иллюстрациям к русским народным сказкам, они и вправду частенько сказочные. Как у того же Василия Блаженного (16 век).



А это – Храм Троицы Живоначальной в Никитниках, что сразу за зданием Администрации Президента на Старой Площади. Одна из самых красивых построек допетровского времени, узорчатый стиль, заменивший в России европейское барокко.



Для домов, конечно, строили лестницы и попроще. Вот эта, например, в палатах бояр Романовых на Варварке.



Снаружи то же здание – яркий образец полного отсутствия оконной симметрии:



А вот еще один пример - Английское подворье на Варварке, одно из самых старых зданий в Москве.



Когда я об этом рассказывала иностранцам, мне было как-то даже неловко объяснять, мол, знаете, вот такая особенность, не придумали. Отсутствие внутренних лестниц в русские-то морозы их особенно удивляло - не побегаешь в -30 с первого на второй этаж. Однако, этому быстро нашлось объяснение. Даже два. Во-первых, пожары, которые, как вы знаете, были настоящим бичом Москвы. Эвакуация по внешней лестнице спасла не одну жизнь. Во-вторых, двухэтажные дома - это богатые дома. Хозяева жили на втором этаже, а на первом располагались подсобные помещения, кухня и т.д. Так что выбегать из дома в мороз приходилось разве что слугам, а об их удобстве, строя дома, не думали.

Однако, за отсутствие оконной симметрии мне было неудобно достаточно долго. До прошлой весны, когда я показывала палаты бояр Романовых двум испанцам. Один - летчик - высокомерно посмеялся над недалекими русскими. Другой - инженер по образованию - пришел в восторг от идеи. Нам привычно, что внешняя красота (симметрия) берет верх над удобством. Построили вам традиционный дом, а внутри вы уже сами приспосабливаетесь, как бы вам мебель расположить. Но ведь путь от удобства хозяев ничуть не хуже. Вы думаете, как внутри будут располагаться комнаты-кухня-чулан, а уже для каждого помещения делаете окна нужного размера на нужной высоте. Или вообще не делаете.

И вот вы знаете, для меня это был совершенно неожиданный поворот. А ведь и правда, оно так, и вопрос недалекости тут не стоит - просто разный подход. Кстати, мой друг, у которого классическое музыкальное образование, рассказал, что западный гармонический ряд отличается и от индийского, и от арабского. Из-за этого индийский и арабский гармонические ряды считали ущербными. Пока не разобрались, что у них просто другая система построения звуков, значительно более сложная и плохо воспринимаемая западным ухом.

И я подумала, что это прекрасно можно применить к работе, творчеству, продажам, отношениям и жизни вообще. Просто надо чаще задавать себе вопросы.

Что-то считается нормой, "правильным". А каким образом прямо противоположный вариант может быть для вас удобнее? Или удобнее для ваших клиентов? Какие могут быть плюсы у не-нормы?



Также на эту тему:
  • Дом Морозова: про кутилу и его замок
  • 7 ресторанов, продающих впечатления
  • Продажи с историями: «Зримый образ и скрытый смысл»
  • Comments

    В архитектуре, особенно постсоветской, и сейчас бытует два подхода: "изнутри наружу" и, соответственно "снаружи внуть". Адепты каждого уверены, что их любимый подход - единственно верный. Но реальность всегда накладывает свой отпечаток - в каждом подходе приходится идти на компромиссы.
    А про окна мне очень нравится пример парадной лестницы Лувра. На фасаде окна расположены на равных расстояниях, и чтобы внутри окно оказалось по оси лестницы, пришлось сделать косые откосы. Не перпендикулярно и не трапецией, как часто делают, а ромбом.
    Да, защита любимого подхода характерна для всех адептов :)
    хм... а как же наши северные дома-дворы, где все - в том числе и лестницы, внутри? на улицу можно месяцами не выходить, и при том следить за скотиной и проч.



    Хотя речь не об этом в посте, конечно :)
    ну и дома с внешними крылечками тоже есть, конечно
    Они были построены до 14-15 веков? Кстати, вот прямо на фасаде симметрия окон относительная :)
    Полагаю, тут еще один момент есть: окна - это потеря тепла. Поэтому делали их только там, где действительно нужно было)
    И крохотными, как у бояр Романовых. Хотя это те самые Романовы! :))
    В соборе Василия Блаженного есть лестницы, круговые причем.
    Само собой - он выше, чем двухэтажный и построен в 16 веке, я указала в скобках. Но у него отлично видны типичные для древнерусской архитектуры внешние лестницы. Отчасти декоративные.
    Я из этого вашего абзаца исходила.
    "Проблема отсутствия внутренних лестниц решалась за счет красивого внешнего выхода со второго этажа (никак иначе с одного этажа на другой попасть было нельзя). Помните, наверное, эти внешние лестницы с резными крышами по иллюстрациям к русским народным сказкам, они и вправду частенько сказочные. Как у того же Василия Блаженного (16 век)".

    Читается как "проблема отсутствия внутренних лестниц... как у того же ВБ".
    Да, не очень удачное сочетание получилось. Я имела в виду, сказочные, как у Василия Блаженного, и специально в скобках 16 век указала.
    +
    очень интересно, спасибо! давно не могла понять, почему в старых домах нет лестниц внутри, а только двери на высоте второго этажа или выше.
    Сейчас таких немного осталось, все-таки со временем переделали. Вот, например, видно, что дверь заложили. :)

    дело в том, что..

    дело в том, что Собор Василия Блаженного очень не русский......он выглядит, как исключительно азиатское творение, даже может быть буддистское......

    Re: дело в том, что..

    Я думаю, дело личного восприятия. Мне он так очень русский. И традиционных русских черт в нем много. С другой стороны, я не отношу Россию к исключительно европейской стране, я сама выросла в азиатской ее части.

    Re: дело в том, что..

    простите, что встреваю.

    по поводу нерусскости Василия Блаженного есть история, анекдот, если позволите, исторический.

    Иван Грозный, взяв Казань, повелел, как победитель, всё посносить и сжечь. Но перед этим приказал своим придворным художникам (или зодчим, вернее будет сказать?) сделать зарисовки Кул-Шарифа, мечети. И потом по этим эскизам-зарисовкам будто бы и был построен храм Василия Блаженного.

    о том, что нынешний, вновь отстроенный Кул-Шариф мало общего имеет с оригиналом, в Казани поговаривают активно. :)

    Re: дело в том, что..

    Версия интересная, но все-таки байка, хотя верю, что в Казани могут не считать Кул-Шариф похожим на оригинал. :) Архитектурно мечети очень сильно отличаются от православных церквей, колокольни - это не минареты. Не говоря уж о том, что фигурные главы собора появились только в конце 16 века, после того как предыдущее покрытие сгорело при пожаре. Ну и изначально он строился не в том виде, в котором мы его знаем, церковь Василия Блаженного была пристроена лет на 30 позже.
    интересно, очень. Спасибо!

    и особое спасибо и за Василия Блаженного, и за любимую Варварку. Обожаю это место. Несколько сот метров, и настолько всё разное! Я особо в стилях не разбираюсь, да и вообще не разбираюсь - что как называется, никогда не изучала... Но Варварку люблю всей душой.
    Да, тоже люблю этот кусок Москвы. :)
    Какую же вдохновляющую Москву Вы показываете! Это нужно уметь - так видеть...

    А значимость и польза "не-нормы" действительно наиболее яственно просматривается в межкультурных отношениях. Там всё имеет значение, от взгляда и жеста до того, как понимается время...это очень интересно!
    :)) Я люблю Москву, здесь есть удивительные уголки.
    Да, и для меня это когда-то стало открытием. :)
    arcobaleno_ru

    August 2017

    S M T W T F S
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031  
    Powered by LiveJournal.com