?

Log in

work

15 способов играючи развивать творческие способности

Темы ненависти к своей работе, поиска любимой работы и как работать без "надо" и не через силу оказались очень популярны и вызвали много вопросов. Я еще раз хочу подчеркнуть - даже на нелюбимой работе вы можете развивать навыки, которые помогут вам найти работу в другой сфере.

Помимо конкретного опыта, есть общие навыки, которые нередко более важны, чем специальные. Это личная организованность и умение спланировать и организовать работу других, ведение переговоров, завязывание и поддержание связей, креативность, навыки ведения проектов, написания текстов, составления презентаций, публичных выступлений и т.д. Я лично знаю владелицу крупного бизнеса, которая взяла в качестве главы офиса в России девушку без опыта в этой сфере, но с отличными навыками организатора в другой. И совершенно не жалеет о выборе!

Творческие способности относятся к числу навыков, полезных в любой сфере. К счастью, их не так сложно развить. Чтобы вам в голову приходили новые необычные идеи, надо практиковаться в нахождении новых и необычных связей между разными предметами, понятиями и т.д. И для этого есть забавные упражнения. Их удобно делать в часы пик в метро, в очередях или других ситуациях, когда скучно. А если вы назовете упраженения играми, то ими можно занимать детей и на детских праздниках, и в поездках.

1. Поиск сходства. Возьмите два существительных из разных сфер лексики. Удобно первые попавшиеся существительные в рекламе, или предметы из окружающей обстановки - одежды-аксессуаров окружающих вас людей. Теперь найдите сходство между ними. Если сходство не находится легко, то постарайтесь придумать историю, в которой эти существительные бы играли главную роль.

Например, напротив меня в метро сидел мужчина с рюкзаком, а на рекламе над ним банк предлагал кредит для пенсионеров. Найти сходство между рюкзаком и банком - несложно, и то, и другое можно использовать для хранения. А вот между кредитом и рюкзаком я смогла только через историю, как полученные в кредит деньги несли в рюкзаке.

2. "10+10". Возьмите любое существительное и придумайте 10 прилагательных, которые к нему подходят, и 10, которые не подходят ни в коем случае (загибайте пальцы, чтобы не запутаться! :)). Причем, прилагательные должны быть из разных категорий. Например, в случае с рюкзаком, если вы сказали "большой", вы закрыли все прилагательные размера, и если вы сказали "черный", то даже "серо-буро-малиновый в крапинку" уже нельзя. При этом рюкзак вряд ли может быть "термоядерным", "смешливым" или "заболевшим". А вот сладким... если его уронить в варенье, то вполне! :)

3. Исключение лишнего из трех слов. И здесь тоже важно найти как можно больше параметров, по которым слово можно исключить. Например, "банк", "рюкзак", "пенсионер". Слово "банк" лишнее, поскольку единственное односложное. Слово "рюкзак" лишнее, потому что единственное, ассоциирующееся со школьниками. А вот слово "пенсионер" может быть лишним, потому что не заканчивается на "к", начинается на глухую согласную, не имеет буквы "а", да еще и одушевленное существительное.

4. Поиск аналогов, опять же по разным группам. Для слова "рюкзак" аналогом могут быть слова "портфель" (разновидность сумок), "телега" (перемещение вещей), "спальный мешок" (туристическое снаряжение).

5. Поиск противоположностей. И тоже по разным группам. Причем, одно и то же слово может попадать как в аналоги, так и в противоположности. Например, сарай может быть аналогом рюкзака в плане хранения вещей, но полной противоположностью по размеру и мягкости. :)

6. Способы применения предмета - чем необычнее, тем лучше. Как и в предыдущих двух упражнениях, удобнее ставить себе обязательное число вариантов, которые надо найти, и увеличивать с практикой. Тот же рюкзак может служить подушкой, фартуком, декором и т.д.

7. Формулирование определений для случайных слов. Даже для повседневных слов это бывает не так-то просто! Попробуйте-ка сформулировать определение уха, улыбки или смеха.

8. Выражение мысли другими словами. Берете первое попавшееся предложение (из рекламы, книги или заголовка в газете, которую читает сосед) и переформулируете его так, чтобы ни одно слово не повторялось. "Банк предлагает кредиты пенсионерам"? "К Земле приближается астероид"?

9. Построение связи между двумя несвязными предложениями. Да вот хотя бы теми же - "Банк предлагает кредиты пенсионерам" и "К Земле приближается астероид". Эээээ... нуууу... допустим - "Банк предлагает кредиты пенсионерам. Пенсионеры, однако, не бегут за кредитами несмотря на выгодные условия, поскольку боятся скорого конца света. А все почему? К Земле приближается астероид!" Когда захотите усложнить себе задание, попробуйте выстроить такую связь с помощью только одного предложения.

10. Перечень причин для случайной ситуации. Кстати, очень полезно тем, кто любит сосредотачиваться на негативе! Найдите-ка 10 причин того, что ребенок вовремя не пришел домой или муж задерживается на работе. Само собой, причины должны быть из разных категорий, не все негативные. :)

UPD. Это упражнение, видимо, я недостаточно понятно объяснила. В нем нужно именно что искать причины случайных событий. Например, реклама "бесплатные финансово-юридические консультации при таком-то институте". Почему это так? Может быть, студентам надо практиковаться на реальных случаях. Или институту надо рекламироваться. Или Правительство Москвы решило профинансировать социальную инициативу, чтобы меньше было бомжей и малоимущих. А может быть - частный инвестор, у которого владелец финансово-юридической консультации увел любимую девушку, решил таким образом ему насолить и разорить. :) Или, скажем, сегодня видела полицейского в форме и с мотоциклетным шлемом, ждущего поезд. Вот какие у этого могут быть объяснения? Или девушка одета не по погоде. И это все действительно может в итоге помочь тем, кто страдает от придумывания негативных причин - у них будет шире поле вариантов.

11. Составление предложения из трех случайных слов. Муж, кредит и Большой адронный коллайдер - для примера. :)

12. Десять "нечеловеческих" лиц - оглянитесь вокруг и найдите "лица". Вы можете увидеть их в застежках портфеля, на карте метро, кнопках вызова и т.д.

13. "Переодевание" пассажиров - выбирайте любого и подыскивайте ему или ей одежду, обувь, аксессуары, прическу из окружающих других. Составьте полный лук. :)

А для следующих двух хорошо бы иметь что-то пишущее. Идеальны для скучных совещаний и детских конкурсов!

14. "Безумный генетик" - нарисуйте животное, у которого будет как можно больше признаков других животных. Хвост павлина, нос поросенка, копыта лошади, окрас тигра... Никто не мешает добавить уши Чебурашки и рог единорога!

15. "Сумасшедший архитектор". Сначала вам нужно написать десять случайных существительных - у меня, кстати, есть для этих упражнений блокнотик, куда я заранее выписала много-много случайных слов из словаря, чтобы не тратить время на подготовку. Теперь представьте, что вы - архитектор, и некий клиент предлагает вам гигантскую сумму за то, что вы составите ему проект дома. Только он по каким-то причинам хочет, чтобы в дизайне дома были все вот эти десять случайных слов. Рисуйте дом "прозрачным" - так удобнее. Например, по форме дом может напоминать тыкву, при этом быть покрашенным в цвет радуги, каминная решетка быть в форме шахматной доски и т.д.

Смысл этих упражнений? Вы практикуетесь в поиске связей между несвязанными предметами. Когда вам надо будет найти что-то оригинальное, ваш мозг уже привыкнет к такому поиску, для вас это будет несложно.



Также на эту тему:
  • Счастье скучной работы: можно ли без "надо" и "через силу".
  • Кем вы хотите быть, когда вырастете?
  • "Ненавижу свою работу, но должна зарабатывать деньги".
  • Comments

    Спасибо,интересные упражнения,сразу мысли зашевелились))
    Да, я их тоже люблю за это. :))
    Ада, мне даже слова восхищения трудно подобрать! Столько идей!
    Спасибо большое!
    :)) Пожалуйста! Я вожу с собой маленький блокнот, где все эти упражнения выписаны, плюс большой список случайных слов. В памяти не все удержишь, а в свободную (скучную :)) минутку удобно заглядывать.
    Очень люблю Вас читать : )
    Только пункт номер 10 мне непонятен - почему именно негативные? Я из типа тех женщин, что сама придумала - сама обиделась, напридумываю себе разного ужасного и буду встречать злая или в слезах...)))
    Вот для таких женщин (я сама могу так тоже! :)) и полезно придумывать 10 РАЗНЫХ причин той или иной ситуации. Чтобы не только "ах, ребенка похитили пришельцы с Альфа Центавра" или "муж задерживается, потому что изменяет Родине, передавая донесения Доктору Зло" :))
    Спасибо за разъяснение! Когда вижу Ваши посты -очень радуюсь и читаю-читаю-читаю! Спасибо за то, что делитесь с нами такой полезной информацией! : )
    :) Мне очень приятно, что вам нравится.
    самая большая проблема со свежими идеями - их некому (или некогда) воплощать:-) А так-то у нас каждый третий - генератор идей:-)
    Если бы это было так. К сожалению, у меня прямо противоположное впечатление о творческой оригинальности.
    нууу, настоящая оригинальность - это уже сложнее:-) Слишком много придумано до нас...опять же - любую идею (хоть оригинальную, хоть сворованную) надо грамотно просчитать и творчески воплотить, а это уже намного сложнее, чем просто придумать...
    "Настоящая оригинальность" именно и развивается с помощью этих упражнений. Естественно, идеи нужно потом воплощать. Но сначала оригинальное надо все-таки придумать. И далеко не факт, что это намного проще, чем воплотить. Зависит от области, идеи, ресурсов и огромного количества прочих факторов.
    может, у меня просто коллектив такой попался:-) все что-то выдумывают, но никто не хочет делать то, что выдумал. Да и область такая, где еще можно много всего придумать:-) В связи с нынешней неразвитостью рынка в России:-)
    Да, у меня тоже сложилось впечатление, что вы о чем-то своем говорите.
    похоже так, извините
    Я слышу как скрипят мои мозги:)
    Не так просто, как кажется на первый взгляд.
    Спасибо большое за эти упражнения!
    Да, они обманчиво простые. :) И очень эффективные.
    Прочитала...и вместо всплеска творческой активности почувствовала, что не могу найти слов:) В хорошем смысле. Уж больно упражнения вдохновляющие, спасибо, что поделились! А 10 мне особенно нравится. И кстати, оно может быть нацелено не только на причинные связи в прошлом, но и настоящем. Это может быть полезно, когда что-то плохое происходит: не только творческие способности развиваются, но и находишь силы для того, чтобы это пережить. Машина забрызгала меня грязью, зато...Меня не перевели на дневное отделение, зато...
    Ну а поскольку слов так и не нашлось, то просто спасибо-спасибо-спасибо:)


    Edited at 2012-09-07 12:10 pm (UTC)
    :)) "Зато" - это уже 16 упражнение. Десятое, видимо, я недостаточно ясно объяснила. В нем нужно именно что искать причины случайных событий. Например, реклама "бесплатные финансово-юридические консультации при таком-то институте". Почему это так? Может быть, студентам надо практиковаться на реальных случаях. Или институту надо рекламироваться. Или Правительство Москвы решило профинансировать социальную инициативу, чтобы меньше было бомжей и малоимущих. А может быть - частный инвестор, у которого владелец финансово-юридической консультации увел любимую девушку, решил таким образом ему насолить и разорить. :) Или, скажем, сегодня видела полицейского в форме и с мотоциклетным шлемом, ждущего поезд. Вот какие у этого могут быть объяснения? Или девушка одета не по погоде. И это все действительно может помочь тем, кто страдает от придумывания негативных причин - у них будет шире поле вариантов.

    В случае с обрызгавшей машиной обычная реакция - "какой нехороший человек этот водитель" или "как мне вечно не везет, все время я вляпываюсь". А может быть, водитель спешил в аэропорт на самолет в важнейшую командировку, а вовремя выехать не смог, потому что дома его маленький ребенок спрятал паспорт. Или именно это платье надо как следует отстирать и не надевать в ближайшую неделю, чтобы выглядеть более эффектно в другом наряде при встрече с новым начальством. Или, наоборот, менее эффектно и не произвести впечатление выскочки. :)) Ну и так далее.
    Да, получается два совсем разных упражнения. Ну так и ещё лучше - шире поле для развития:)
    Факт :)
    Ой как интересно! И как полезно! Мне сразу вспомнилась игра, в которую мы с подружками играли еще в школьные годы. Суть в том, что один игрок пишет для другого пять несвязанных слов, по ним составляется небольшой рассказ, за определенный промежуток времени. Один такой рассказик даже сохранился в моем дневнике, жаль что только один:) Похоже на Ваш пункт 9.
    Да, тоже отличная игра. :)
    Спасибо, Ада! Перепешу в свою записную книжку. Буду с детьми играть :)
    К тому же, они от языка совершенно не зависят, на любом можно. :)
    Вот так ТАК, "сегодня видела полицейского в форме и с мотоциклетным шлемом, ждущего поезд", спускаюсь сегодня вечером в метро Преображенская площадь, вдоль всей станции стоят ОМОНовцы в шлемах, ожидая поезд из центра... подумала, что бы это значило? Скорее всего это было визуальное задание для выполнения твоих упражнений ;))
    А мы знакомы?
    ...скорее нет, но читаю тебя с большим удовольствием. За что, отдельное Спасибо.
    Пожалуйста. Ко мне лучше обращаться на вы, я не люблю фамильярности.
    Вот уж не думала, что Вами мое обращение будет воспринято как бесцеремонное, раз­вязное, граничащие с пошлостью и грубостью...
    Я действительно считаю обращение на "ты" с незнакомыми людьми бесцеремонным и никогда такого не допускаю вне специально оговоренного контекста.
    хм) мы в подобное играли(не в таком количестве вариаций, разумеется))), просто "найти связь между двумя словами(или понятиями), называли "бисер" (по-моему книга такая была, но подробностей с ночи не вспомню%)
    Спасибо! Очень интересно и полезно. Утащу к себе.
    Спасибо, действенно и интересно.Я на курсе для будущих предпринимателей веду урок о креативности.Есть и свои инструменты,люблю работать с картами .Можно воспользоваться Вашими упражнениями?
    Конечно, используйте, я их тоже не выдумала, где-то по разным источникам собирала. :)
    arcobaleno_ru

    May 2017

    S M T W T F S
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031   
    Powered by LiveJournal.com